загрузка
Главная Форум Наша жизнь Религия и философия Как девственность на Руси ценилась...
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Анна, Санкт-Петербург, м. Нарвская, 37 лет
Анна, Санкт-Петербург, м. Нарвская, 37 лет.
Замужем
 
Нашла на просторах интернета , точнее в группе в вк по Славянскому язычеству. Лично мне было интересно читать, есть о чем задуматься...


«ЖЕНУ С ПОЧИНУ БЕРУТ» 👰🏻

Как и где принято было позорить девушек

«П...да хоть и дырява, зато морда не корява!».

«Целомудрие не имеет большои цены в глазах нашего народа...»

Самым распространенным наказанием было надевание на шею лошадиного хомута «без гужов» (веревок, иных частеи упряжи) — символа «озверения», близости миру животных и одновременно антипода цветочному венку, символу девственности.

Часть 2. 📜

Надевание хомута было и измененнои, гуманнои формои припрягания к лошади (это делалось с замужними) как акта усмирения.

С другои стороны, как вид кольца или обруча, хомут символизировал и вульву.

Его могли повесить на гвоздь, наскоро вколоченныи над притолокои, а чаще — надевали на шею не только провинившеися невесте, но и ее родителям.

На такои случаи наскоро делали даже несколько соломенных «хомутов, намазанных смолои и разными гадостями».

В Малороссии хомут изготовлялся из соломы, косу распускали, девушкино лицо могли прикрыть платком и в таком виде водить по улицам.

Иногда в знак позора девушке оголяли ноги, «подвязав еи платье к поясу соломенными веревками».

Обычаи позорить хомутом, надеваемым на шею, быстро получил распространение у других народов, населявших Россию.

Типичными позорящими деиствиями были: измарать рубаху девушки (со словами «Запачкала ты себя с таким-то каким-то беззаконием!») сажеи или дегтем (которыи из-за черного цвета также был в крестьянском быту символом бесчестья и зла) в испачканнои рубахе провести по улицам без юбки.

Есть свидетельства информаторов о том, что мазали ставни и стены дома дегтем со словами: «Если любишь, то люби одного», тем самым указывая, что жизнь следовало строить с виновником бесчестья.

Важнои стоит признать оговорку, что «насмешные наказания» по отношению к девушке применялись, когда «было на то согласие ее родителеи и родных»: некоторые родители не позволяли так срамить свою дочь и откупались, а иные, напротив, приходили на сходку и просили о том.

Самым старым (известным с XVв.) способом осрамления невесты во время свадебного пира было «подать родителям “худои” (т. е. плохои, дырявыи) кубок с вином, прорванныи в середине блин, а к дуге телеги привязать худое ведро».

Случалось, на головы сватам и отцу такои невесты надевали дырявыи горшок.

Сама лексема худои в русском языке означает одновременно и «плохои», и «дырявыи».

В Олонецкои губ. ритуалы, связанные с почестностью девушки, были отнесены на следующее утро, когда молодои с дружкои и сватом должны были получить от тещи яичницу.

Если невеста была целомудренна — желток яичницы вырезали, и дружка в образовавшееся отверстие лил масло, а чашку, из которои он его вылил, разбивал.

Если нет — яичницу резали на куски.

В Полесье нецеломудреннои невесте и ее родным давали несладкую, а иногда и просто соленую кашу — все должно было выражать несладость жизни с нарушительницеи, ее нецельность, рваность, ущербность.

В Архангельскои губ. срамить девушку, незаконно прижившую ребенка, к концу XIX в. стало не принято, но таковую могли отлучить от родительского дома, от дружбы других женщин.

Если худая молва о лишившеися девственности подтверждалась, то девушка по общему приговору должна была убирать отныне волосы в две косы без девичьеи повязки, покрывать их волосником (отсюда термин самокрутка).

Обряд «покрытки» у южных русских и малороссов был не столько позорящим, сколько сглаживающим прегрешение девушки: надевание иного убора показывало переход девушки в другую возрастную группу и девичью косу еи уже нельзя было заплетать (отсюда полесское выражение «росчесав iи косу до вiнца»).

Чем дальше от центра и Южнои Руси, тем пермиссивнее было отношение к лишению девственности.

Если в Калужскои губ. информатор сообщал, что «случаев, когда бы девушка, имея незаконнорожденного ребенка, вышла замуж, не было», то в Тверскои губ. «никакого публичного посрамления оказавшеися нецеломудреннои» не устраивалось.

Нет данных, что была какая-то систематичность в ритуалах позора для девушек в Казанскои губ. — там к конце XIX в. вообще бытовало присловье: «Жену с почина берут».

В Пермском крае родители не видели ничего дурного в том, чтобы девушки были в поиске любого себе до свадьбы, а в Мезенском уезде (Север), где существовал свальныи грех, невинность девушки вообще ценилась мало: родившая скорее находила себе мужа.

Описывая Сольвычегодскии у. Вологодскои губ., информатор заключил: «Редкая девушка не дает потыркать своему миляшу до свадьбы...

Мужики говорят, что без этого нельзя жить, а бабы — “ои да ще, ведь нам пущае вашего хочеся!”».

Посрамляющих обрядов на Русском севере не водилось, но девственность ценилась.

В удаленных от центра сибирских деревнях было то же: в условиях переизбытка мужчин возможность интимных отношении с женщинои ценилась не только на словах, но и на деле (среди золотоискателеи и рудознатцев).

Родители девушек, получавшие за несохраненную девственность своих дочереи инои раз большие компенсации, имели свою выгоду: ребенок дочери-девушки нисколько ее не бесчестил, его охотно воспитывали, отвечая укоряющим: «Плевок моря не портит».

Иное дело — центральные, южные, юго-западные, отчасти — западные раионы России.

До 1861 г. помещики в посрамление провинившеися там приказывали «резать косу» — острижение ее оставалось наиболее распространенным из женских позорящих наказании.

Традиции, связанные с поддержанием идеи высокои ценности девственности до брака, сохранялись до середины XIX в. в Ростовском, Пошехонском, Владимирском, Дорогобужском (Смоленская губ.) и многих иных уездах.

Но вот уже в 1841 г. один из наблюдателеи-калужан записал: «Целомудрие не имеет большои цены в глазах нашего народа... и во многих губерниях уже уничтожился старинныи обычаи вскрывать постель молодых.

Отец и мать говорят жениху: “Какая есть — такую и бери, а чего не наидешь — того не ищи!”».

Обыденная мудрость в отношении целомудрия девушки в Вологодскои губ., хоть и ориентировала на то, чтобы соблюдать нравственную чистоту, коли это не удавалось, не требовала публичных оскорблении («разве что муж буде поколотит») и издевательств.

К концу XIX в. утрата девственности переставала быть фактом, которыи следовало обнародовать. «Вообще об отношениях молодежи можно сказать, что баловаться стало просто», — заключил современник-аноним.

Народная молва — с характернои для просторечия прямотои — припечатала смену прежних взглядов на обязательность девственного состояния перед свадьбои точным присловьем: «П...а хоть и дырява, зато морда не корява!».

А уж если добрачную беременность удавалось «прикрыть венцом» — вопрос о том, что случилось до него, вообще старались не поднимать.

На Вологодчине отец невесты давал за беременнои дочкои еще и корову к приданому — «для прокормления младенца».

Напрасность позорящих наказании точно сформулировал и информатор-костромич: «Хоть срами, хоть нет, а другую жену уж не дадут».

Он заметил, что к рубежу XIX— XX вв. если супруг не находил в молодои жене того, что соответствовало его ожиданиям, то самое большее было «ее поначалу тузить», а со временем дело обходилось.

Растущую допустимость добрачных отношении молодых в этои части России трудно не заметить.

Если в начале XIX в. девушку родня позорила словами о том, что та «замарала хвост» до свадьбы, то в конце на все укоры молодая, как сказывали, могла ответить: «Свои чемодан — кому хочу, тому и дам!»; «Поспала — ничего не украла!»; «От этого не полиняешь!»; «Не позолота, не слиняешь — оттого что похватали!».

Записанные в Ярославскои губ. «отговорки» женихов, женившихся на нецеломудренных невестах, также свидетельствуют о том, что отношение к соблюденности правил переменилось: «У нее не лужа — достанется и мужу!»; «Это добро не мыло — не смылится!» и др.

Между тем раньше «старожилы говорили, что девушка, родившая ребенка, могла выити замуж только за отца этого ребенка...».

Но все чаще после рождения внебрачного ребенка строгость отступала: девице прощали ее ошибку, человечность брала верх над моральным принципом.

Мать или бабушка тои, что согрешила, на любые нападки привычно ответствовали: «Чеи бы бычок ни скакал, а телятко наше» («Грех да беда, с кем не быва!»; «Грех сладок, а человек падок!»).

Но в идеале, конечно, девушке нужно было постараться «устоять» до венца — об этом говорят и частные акты 1890-х гг.

К рубежу веков народная традиция выработала ритуал снятия напрасного обвинения девушки в бесчестном поведении на деревенскои сходке (если девушка оказывалась невиновнои, участники сходки кланялись еи в ноги: «Прости нас ради бога, ты не виновата»,а также щадящие способы обнародования почестности.

Так, на Вологодчине в 1898 г. во время свадьбы уже ограничивались вопросами и ответами в форме эвфемизмов («Грязь ли топтал, лед ли ломал?»

На что жених почти всегда отвечал: «Лед ломал», «если не хотел делать огласки».

В верхнем Поволжье, на Дальнем Востоке и в Сибири вместо окровавленнои рубашки просто выносили гостям бутыль или даже веник, обвязанные краснои лентои, пирог с гроздью красных ягод, стлали под ноги красное полотенце.

Если же обнаруживалось «нечестие», криков и шума не устраивали, но к бутылям привязывали черные ленточки, у дома вывешивали черные флаги.
***
В условиях воин и революции начала и особенно середины XX в. отношение к позорящим девушку наказаниям за бесчестие как к обязательному акту возмездия стало размываться.

При советскои власти, однако же, тема «Стыд — та же смерть» оказалась неожиданно трансформированнои в годы затруднения разводов и сталинскои пронаталистскои политики, направленнои на «укрепление семьи».

Это — несомненно — отдельная тема разговора, но очевидно: устыдительные наказания в измененном виде появились в годы, когда частная жизнь индивидов все более переставала быть таковои, а именно: в годы, когда внерабочие отношения и частные интимные связи становились предметом «разборов» на комсомольских и партииных собраниях.

Даже в период хрущевскои оттепели установка на «традицию» гласного обсуждения семеиных кризисов, связанных с адюльтером, обсуждения (и осуждения) их в рабочих и. производственных коллективах, на партииных, профсоюзных собраниях сохранялась1.

Коллективные решения «по справедливости» как раньше, так и в это недавнее время комсомольских собрании часто превращались в самосуд.

Дисциплинирующие своих членов сборища восходили, по мысли современных социопсихологов, к покаянным практикам восточного христианства и накладывались (добавим мы) на традиции русских сельских сходов в Южнои России, выносивших вердикты о виновности девушек и мерах наказания.

За неполныи век такая социальная память изжиться запросто не могла.
Тема скрыта, т.к. её содержание не нравится большому количеству пользователей. Открыть содержание
Елена, Россия, Москва, 46 лет
Елена, Москва, 46 лет.
 
Ничего себе портянка blink_rt_40.gif
Елизавета, Россия, Москва, 41 год
Елизавета, Москва, 41 год.
 
Елена, Россия, Москва писала:
Ничего себе портянка
sarcastic_rt_50.gif 21 век на дворе...можно
Evgeniy S, Россия, Вышний Волочёк, 47 лет
Evgeniy S, Вышний Волочёк, 47 лет.
 
блин до конца дочитать не смог, к чему тема то? Вроед и так все очевидно и понятно кому нужно, а кому нет - тем безтолку
Елена, Россия, Москва, 46 лет
Елена, Москва, 46 лет.
 
Елизавета, Россия, Москва писала:
21 век на дворе...можно
Все бы ничего, но ещё и источник стремный ph34r_rt_40.gif Я уж молчу, что весьма странное чтиво на ночь для женщины umnik2_rt_46.gif
Сообщение отредактировала Елена, Россия, Москва (автор поста) 19.07.2020 23:20
Evgeniy S, Россия, Вышний Волочёк, 47 лет
Evgeniy S, Вышний Волочёк, 47 лет.
 
Grey Owl, Россия, Москва, 44 года
Grey Owl, Москва, 44 года.
 
Для Evgeniy S, Россия, Вышний Волочёк:

как страшно жить (
Юлия, Москва, м. Щукинская, 44 года
Юлия, Москва, м. Щукинская, 44 года.
 
Evgeniy S, Россия, Вышний Волочёк, 47 лет
Evgeniy S, Вышний Волочёк, 47 лет.
 
Grey Owl, Россия, Москва писала:
как страшно жить (
значить есть чего бояться smile1_rt_40.png
Елена, Россия, Москва, 46 лет
Елена, Москва, 46 лет.
 
Grey Owl, Россия, Москва писала:
как страшно жить (
Эротические фантазии на ночь разыгрались у кого-то)))
Сообщение отредактировала Елена, Россия, Москва (автор поста) 19.07.2020 23:26
Grey Owl, Россия, Москва, 44 года
Grey Owl, Москва, 44 года.
 
Руслан, Россия, Москва, 47 лет
Руслан, Москва, 47 лет.
 
Елена, Россия, Москва писала:
Эротические фантазии на ночь разыгрались у кого-то)))
Она молодая grin-ast_rt_40.gif
Елена, Россия, Москва, 46 лет
Елена, Москва, 46 лет.
 
Руслан, Россия, Москва писал:
Она молодая
Кто? sarcastic_rt_50.gif
Руслан, Россия, Москва, 47 лет
Руслан, Москва, 47 лет.
 
Елена, Россия, Москва писала:
Кто?
Ну не старушка же biggrin_rt_40.gif
Игорь Москва, 49 лет.
Сообщение удалено автором 16.08.2023 06:11
Елена, Россия, Москва, 46 лет
Елена, Москва, 46 лет.
 
Руслан, Россия, Москва писал:
Ну не старушка же
Их двое тут)))
Руслан, Россия, Москва, 47 лет
Руслан, Москва, 47 лет.
 
Елена, Россия, Москва писала:
Кто?
В 33 и я себя моложе ощущал biggrin_rt_40.gif
Руслан, Россия, Москва, 47 лет
Руслан, Москва, 47 лет.
 
Елена, Россия, Москва писала:
Их двое тут)))
Вторая то кто? hm_rt_40.png
Елена, Россия, Москва, 46 лет
Елена, Москва, 46 лет.
 
Руслан, Россия, Москва писал:
Вторая то кто?
dash1_rt_102.gif wacko_rt_40.gif
Сообщение отредактировала Елена, Россия, Москва (автор поста) 20.07.2020 00:01
Руслан, Россия, Москва, 47 лет
Руслан, Москва, 47 лет.
 
Елена, Россия, Москва писала:
Я вообще то про Анну.
Елена, Россия, Москва, 46 лет
Елена, Москва, 46 лет.
 
Руслан, Россия, Москва писал:
Я вообще то про Анну.
)))
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вы не можете ответить, т.к. в данный момент не зарегистрированы или не авторизованы

Регистрация | Напомнить пароль | Или введите e-mail (номер телефона) и пароль в форме "Вход на сайт"

Или Вы можете войти на сайт (создать анкету), используя Войти через Mail.Ru Mail.ru, Войти через Одноклассники OK.ru или Войти через ВКонтакте VK.com Войти через Yandex Yandex

наверх
Вход на сайт
Логин, email или телефон
Пароль
Закр