Уже более тысячи лет Рождество на Руси почитается как основной праздник. Было время, когда его сочли пережитком старого времени, поскольку Рождество совсем не вписывалось в концепцию нового материалистического понимания мира.
24 декабря – сочельник, в этот день служат мессу, а верующие люди украшают дом дубовыми или еловыми ветками, расстилают солому, обсыпают пшеницей – как напоминание о месте, где родился Христос. Именно в этот момент мои оппоненты должны задать вопрос: а почему в нашей стране отмечают Рождество 7 января? Вопрос справедливый, и он неразрывно связан с нашей историей.
В 1582 году папа римский Григорий XIII принял решение перейти на григорианский календарь. При этом православная церковь осталась верной юлианскому календарю. В 1918 году новая власть в Советской России приняла решение идти в ногу со всеми другими странами и перешла на григорианский календарь, а наша церковь все равно осталась при своем мнении. Мы все живем по григорианскому календарю, а церковь – по юлианскому. Вот так наше Рождество и сдвинулось на две недели. Вместе с нами 7 января отмечают Рождество также Грузинская, Сербская, Иерусалимская и еще ряд других церквей.
С чего все началось?
Хотели или не хотели рьяные материалисты, но этот праздник всегда возглавлял рейтинг всех праздников у христиан всех конфессий. К нему готовились серьезно – православные шесть недель постились, правда, не так сурово, как перед Пасхой. В сочельник ели сочиво – вареную пшеницу с медом, а уж когда на небе появлялась первая звезда, праздник переходил в кульминационную фазу, все садились за столы и…
Рождество приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - коляду.
Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши - кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом - маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком.
После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр.
А как вам такой интересный факт: во время Первой мировой войны в 1916 году Святейший Синод запретил рождественскую елку, расценив ее как происки вражеской германской стороны. Через несколько лет эта мысль была подхвачена пришедшими к власти большевиками, которые этот запрет просто продлили. И только в 1936 году елка была реабилитирована, а вместе с ней и другие рождественские атрибуты. Впрочем, Рождество в атеистическом СССР по-прежнему не приветствовалось, а вот его праздничный облик превратился в советский Новый год.
https://histrf-ru.turbopages.org/histrf.ru/s/read/articles/c-rozhdestvom-hristovym
https://m.nkj.ru/archive/articles/10192/
https://www.culture.ru/s/vopros/rozhdestvo/