Серебряная беседка в Ялте расположена на прекрасной горе Пендикюль на высоте 865 метров над уровнем моря.
Ценной особенностью этой горы является то, что в ясный день ее вершину видно с любого населенного пункта Ялтинской долины.
В старину это ее свойство использовали жители побережья, размещая на скале свои сторожевые посты. Из сосен, растущих на горе, сигнальщики сооружали гигантские костры. Дым таких костров был признаком того, что через перевалы Крымских гор на береговых жителей двигаются степняки. Службу свою сигнальщики несли только в период с весны по осень. Поэтому зимой 1299 года орды хана Ногая беспрепятственно перешли перевал Пендикюль и спокойно сожгли селение Учан-Су-Исар, расположенное в том месте, где сегодня находится смотровая площадка под одноименным водопадом. Учан-Су в переводе означает «летящая вода». Правда, летом только отдельные струи скользят по каскадам водопада.
Роль сигнальщика скала Пендикюль исполняла, пока Крымский полуостров не был захвачен турками. С их приходом на ЮБК воцарился относительный мир, а перевал под скалой стал использоваться, как наиболее короткая дорога из Ялты в Бахчисарай, столицу Крымского ханства, вассала турецких султанов.
Когда Крым перешел под юрисдикцию Российской империи, назначенный губернатором генерал Воронцов активно взялся за модернизацию и эксплуатацию ресурсов полуострова.
Одним из многих его проектов стало усовершенствование дороги из Ялты в Бахчисарай. Строительство началось в 1864 году. Руководил процессом инженер, бывший военный, И.С. Шишко. Любопытно, что не только руководил, а и сам не гнушался поработать киркой и лопатой, «срезая» слои горных пород. Это было необходимо для того, чтобы расширить бывшие «козьи тропы», коими издавна пользовались посланцы хана, султана, орды Нагая и обычные купцы. Дорогу прокладывали русские военно-саперные батальоны с 1865 по 1894 г. в исключительно тяжелых условиях. Особенно трудным был участок на подъеме между 17-м и 22-м километрами, где крутизна склонов достигает 60-80 градусов.
Окончание строительства дороги в 1894 году было решено отметить каким-то памятным знаком. Им-то и стала изящная ротонда, именуемая сегодня «Серебряной беседкой». С тех пор дорога почти не менялась, ее лишь немного расширили и покрыли асфальтом.
Зимой ялтинская беседка всегда покрывается легкой изморозью и даже из города видно, как она изящно переливается в солнечных лучах тонким слоем серебра. Именно отсюда и появилось ее название - «Серебряная беседка». Беседку традиционно окрашивают в серебряный цвет точно так, как это делали первые строители дорог.
Фотографии - мои.
Источники:
http://aipetri-ski.com/aipetri/part02_1.htm
http://otdyhaem.com.ua/krym/jalta/serebrjanaja-besedka.html
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=3633