Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
Данный пост был создан в противовес дебатам, развернувшемся в теме «Москва... и не только…»
Сразу предупрежу. Вступать в полемику ни с кем не собираюсь, а так же не держу в мыслях кого-нибудь (упаси Господи!) оскорбить, унизить или обидеть. Моя точка зрения не является единственно правильной и верной. Но хочется сказать слово в защиту своего родного и любимого города…
Но обо всём по порядку.
Для начала рекомендую (тем, кто не читал), ознакомиться с бессмертным творением В.А.Гиляровского «Москва и москвичи».
В Сети, давным-давно, появилась очень удобная интерактивная версия:
http://www.gilyarovsky.ru/
Родился Владимир Алексеевич в 1855г. в Вологодской губернии, в Москву перебрался лишь в 1881, где и прожил до самой смерти (1935). Не являясь москвичом, Гиляровский влюбился в этот город. «Москва и москвичи» буквально пропитана этой любовью. Но лучше почитайте, очень увлекательно написано.
Для справки. На известной картине И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
изображён Гиляровский...
Да-да...
И с Репиным он дружил... И не только с ним.
Почитайте, одним словом...
Понятно, что сравнивать Москву ХIХ и XXI века бессмысленно, но…
Поверьте, уважаемые жители НЕ Москвы, что каких-то лет 30-35 назад, это был АБСОЛЮТНО другой город (я думаю, москвичи меня поймут). Полностью другой. Москва действительно была красавицей.
Чистая, умытая, ухоженная…
Да и люди в ней жили другие…
…Я помню бабушек в нашем дворе, говорившие «булоШная»…
…Я помню поездки на рыбалку со старшим братом (мне было лет 6, брату лет 9). Пруд находился сразу за МКАДом, и для этого (задержите дыхание!!!) МКАД нужно было переходить пешком! Вы можете себе это представить? Кто-нибудь из Вас, находясь в трезвом уме и здравой памяти, сейчас куда-нибудь отпустит двух малолетних пацанов? Одних? А тогда это было в порядке вещей…
…Я помню, как ключ от квартиры прятался под половик, у входной двери (что бы не потерялся), и можно было бежать во двор…
…Я помню голубятни почти в каждом дворе…
…Первомайские гуляния на улице Горького…
Представителей союзных республик (особенно азиатских), на улицах, в те годы, можно было встретить не часто. В связи с чем, не могу не процитировать своего любимого Довлатова:
«…Безуглов поднял другую трубку:
- Алё... Срочно нужен узбек. Причем любого качества, хоть тунеядец... Постарайся, голубчик, век не забуду...
Я поздоровался и спрашиваю:
- Что это за интернационал?
Безуглов говорит:
- Скоро День конституции. Вот мы и решили дать пятнадцать очерков. По числу союзных республик. Охватить представителей разных народов.
Безуглов вынул сигареты и продолжал:
- С русскими, допустим, нет проблем. Украинцев тоже хватает. Грузина нашли в медицинской академии. Азербайджанца на мясокомбинате. Даже молдаванина подыскали, инструктора райкома комсомола. А вот с узбеками, киргизами, туркменами - завал. Где я возьму узбека?!
- В Узбекистане, - подсказал я.
- Какой ты умный! Ясно, что в Узбекистане. Но у меня же - сроки. Не говоря о том, что командировочные фонды давно израсходованы... Короче, хочешь заработать пятьдесят рублей?
- Хочу.
- Я так и думал... Найди мне узбека, выпишу полтинник. Набавлю как за вредность...
- У меня есть знакомый татарин...»
Довлатов «Чемодан»
1986
Я часто вспоминаю эти строки… Сергей Донатович и представить не мог, что будет твориться лет через 10…
Ну, и напоследок, экскурс в историю…
Вот такой БЫЛА наша столица…
Здравствуйте, мы — гостиница «Интурист», гостиница «Москва» и пустое место перед Манежем.
Нас больше нет.
Здравствуйте, я — проспект Маркса.
Сейчас я сменил имя и стал пробкой.
Здравствуйте, я — Курский вокзал.
Сейчас меня уже не видно из-за торгового комплекса.
Здравствуйте, мы — часы с заводными героями сказок в Центральном Детском Мире.
Нас больше нет.
Здравствуйте, я — здание заводоуправления автозавода им. Ленинского комсомола.
Нас тоже больше нет.
Здравствуйте, я — кинотеатр «Россия».
Теперь я зовусь по-другому, у меня внутри было казино.
Здравствуйте, я — площадь Гагарина без рекламы.
Здравствуйте, мы — корпуса гостиницы «Белград».
Когда-то мы были одинаковыми.
Здравствуйте, я — гостиница «Россия», самый крупный отель в Европе.
Меня больше нет.
Здравствуйте, я — просторная Октябрьская площадь.
Я — «Дом на набережной» без звезды «Мерседеса».
Я — магазин «Ванда», где продаются товары из Польской Народной Республики.
Один из немногих магазинов в Москве, заслуживших право на латиницу в вывеске.
Здравствуйте, я — дневной транспортный поток на улице Горького.
Я — станция метро «ВДНХ» без торговых павильонов.
Здравствуйте, я — Калининский проспект. Когда то вдоль проезжей части росли деревья.
Теперь этого нет.
Москвичи, не узнаёте?
Я — утренняя Москва без пробок.
Честно говорю — без пробок. Вы не верите?
Я — Кутузовский проспект. Тогда еще квартиры в этих домах не стоили больше, чем мог заработать трудящийся человек за пять своих жизней.
Извините, но я — плавательный бассейн «Москва». Зря, конечно, меня на этом месте построили…
Я — Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького.
Тогда еще десантникам было стыдно купаться в моих фонтанах и блевать на моих газонах. Даже один день в году.
Я — Юго-западный район города Москвы, тогда еще не было административных округов. И в 60-х меня еще только строили.
Я — Ломоносовский проспект. Здесь жили профессора и преподаватели МГУ.
А я — МКАД. В 60-е годы меня называли Окружная автострада и я не была границей города.
Лишь немногие москвичи пользовались мной для своих поездок на дачу. Это было около полувека назад…
Прощайте...
Такими вы нас больше никогда не увидите...
Статья приведённая ниже –
НЕ МОЯ.
Меня она подкупила простотой и искренностью своих фотографий…
Автору очень точно удалось передать ДУХ И АТМОСФЕРУ той эпохи…
Я их именно такими и помню….
У нас, действительно, БЫЛ очень красивый город…
МОСКОВСКИЕ ДВОРИКИ. Каждому есть что вспомнить…
Этим фотографиям более тридцати лет. В те времена не было ни Инстаграма, ни Интернета. Но было то, что практически исчезло. Центр Москвы в пределах Садового кольца являлся живым городом, который населяли простые москвичи. Ныне та же территория — город “суперживой”, и населяют его непростые “супермосквичи”. Собственно, в этом и все отличия…
При просмотре на свежую голову представил, что де кто-то слетал на машине времени в прошлое с гаджетом и невидимый “нафоткал” тогдашнюю тихую дворовую жизнь. По крайней мере, для меня в этих картинках сокрыто нечто мистическое.
Хочу поделиться личным околонаучным опытом, на мой взгляд несколько приоткрывающим завесу над загадкой фотографии (как вида деятельности). Мне кажется, эмпирическим путем я приблизился к пониманию сущности фотографии. Возможно, при этом я отдалился от чего-то более значимого, тем не менее открытие, которое я сделал (как минимум для себя), считаю значимым.
Сущность открытия: чем меньше автор подвергает фотографическое изображение какой либо трансформации, тем ценность фотографии выше.
Я совсем еще нестарый человек, тем не менее с ужасом для себя обнаружил, что пора уже подводить хотя бы какие-то итоги. То есть, пора начинать копаться в архивах… В первый день отпуска копнул — и нарыл коробку со старыми негативами, некоторые из которых уже и желтеть начали. (Черт возьми — надо было лучше промывать).
Ничего случайного в мире не бывает, и я не могу начать рассказ словами: «случайно мне попалась коробка с негативами …» Это неправда. Если данная коробка пережила несколько переездов, два потопа и пожар, значит, я ее ценил, оберегал и спасал.
Я давненько подумывал эти негативы 6х6 отсканировать и рассмотреть изображения внимательней. Но не было технической возможности, ибо мой пленочный сканер предназначен для 35 мм пленки, да и не пользуюсь я им лет шесть, он на антресоли пылится. Только теперь дошло: их можно просто переснять цифровиком на просмотровом столике!
В 80-е годы прошлого века я работал в одном НИИ и был весьма далек от журналистики.У меня было хобби: фотография. Имелся фотоаппарат «Любитель», и в выходные я просто гулял по окрестным дворам — и при помощи оного «Любителя» производил съемку, как правило — скрытой камерой. Шахтное устройство видоискателя фотоаппарата (как говорят, содранного с «Роллефлекса») тому способствовало.
Удовольствие снимать 6х6 было недешевым, ведь пленка на 12 кадров стоила 65 копеек, 1/200 зарплаты советского инженера.Одна пленка в переводе на нынешнее бабло стала приблизительно как теперь карточка памяти SD «весом» в несколько «гиг». . Похоже, моя тогдашняя страсть к. фотографированию заставляла отказываться от более традиционных радостей Жизни.
Если говорить современным языком, я работал над проектом, который условно можно назвать: «Московские дворики». Это мой «корневой» мир, ибо я родился в старой Москве (именно родился — в роддоме имени Клары Цеткин, что на Таганке) и вырос в московской коммуналке, в доме на углу улицы Грибоедова и переулка Стопани (теперь это — Малый Харитоньевский переулок и переулок Огородной слободы).
Глядя на приложенные фотографии уважаемый зритель подумает: надо же, сколько уродства нашел автор! Парирую: старая Москва была именно такой! Я просто выходил в субботу утром из своего подъезда и начинал «променад» по окрестным дворам … Мой сегодняшний «шок» состоит в том, что я об этом почти забыл, избалованный тишайшими таджиками, вылизывающими московские улицы и дворы.
Великий ненавистник России Астольф де Кюстин заметил, что Россия — страна фасадов. В полной мере это утверждение подходит для Москвы 80-х, города, который, помнится мне, превращался в «образцовый коммунистический».
Да, город был страшненький. Молодой москвич, обозрев данный видеоряд, подумает, что автор специально выискивал все, что похреновее. Это не так — «зафасадная» Москва отражена мною вполне адекватно! Да, город был, мягко говоря, запущенным … Но он был живой!
В пределах Садового кольца жили до полумиллиона человек. Да, совковый менталитет не благоприятствовал стремлению к порядку и чистоте. Но как-то, что ли было душевно жить в старой Москве … По крайней мере, в «зачуханном» центре было интереснее, нежели среди стандартных коробок спальных районов.
Убожество старой Москвы было … разнообразным и прелестным как запущенная барская усадьба. И знаете, на чем «глаз отдыхает»: почти нет автомобилей! Если они и есть, то старенькие, убогие.
Итак, Москва 80-х … Конечно Москва (в особенности старая) с той поры изменилась. Однако замечу: сфера моего журналистского интереса — русская провинция. Говоря профессиональным языком, я «сижу на этой теме».
В большинство наших городов то самое состояние, в котором был центр Москвы в 80-х, сохраняется и поныне. Иногда я ловлю себя на мысли: может быть, моя любовь к российской глубинке основана на подсознательном стремлении вернуться в МОЮ Москву?
Работая над своей съемкой 30-летней давности, я был обуреваем особым чувством: будто я сел в некую машину времени — и слетал в 80-е годы прошлого века! Да, я тоже поменялся, 30 лет назад в старой Москве жил совсем другой человек, склонный к саморефлексии юноша, искренне любящий фотографию.
Соглашусь, что он не умел хорошо снимать. Но он обладал несомненным качеством: умел оставаться незаметным.Сей мальчик мог полностью раствориться в бытии, подарить зрителю фотографии уникальную возможность и особенный кайф: созерцать мир ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ, не подвергнутый авторской интерпретации, напрямую.
Здесь вырисовывается главная, природная особенность фотографии: она плюет на временные условности, вообще на все плюет. И прежде всего — на авторские изыски. Как хорошо, что я не использовал т.н. «Фотографические эффекты» (хотя увлекался изогелией и соляризаций)!
Любое тогдашнее насилие над оригинальным изображением (и, кстати, постановочную съемку) я бы сегодня воспринял как извращение. Хочется воскликнуть: «Как мало искусства и как много естества!»
Я себе благодарен так же за то, что в некоторых случаях поймал удачный момент. С ракурсом плоховато — все снято «с пупа», на уровне пуза (особенность камеры с шахтным видоискателем). И все же я склонен думать, что мною достигнут некий «художественный эффект». Во всей съемке чувствуется какое-то напряжение, предчувствие … Такое, знаете, состояние — будто скоро грянет ливень с грозой. Обманчивый покой …
Сейчас, с «высоты» своего более-менее образования я могу сказать: автор использовал архетипы. Мотив подворотни как «тоннеля в иной мир» — ведущий. Одновременно подворотня — своеобразная сцена, экран, паспарту и, простите, удобная позиция для соглядатайства. Другой архетепичный мотив — птицы, замкнутые в городских стенах. Значит, происходил отбор материала, что уже говорит о попытках художественного осмысления.
Не мне судить об эстетической ценности серии «Московские дворики». Однако отмечу факт: за 30 лет выросла ценность данных фотографий как ДОКУМЕНТА. Перед нами престает во всей своей наготе (ну, не красе же! ..) Ушедшая Москва. Вот, говорят с придыханием: «Старый ленинградец …» В моей Москве жили «старые москвичи», которые несли особенный характер Москвы купеческой, которая в XIX веке являлась столицей русской провинции, городом, в котором «так много для сердца русского сплелось …»
Ныне я живу в обычном московском спальном районе. Если бываю в местах своего детства, каких-то ностальгических чувств не испытываю. Моей Москвы нет, она ушла в небытие. Вроде бы те же дома, те же подворотни (большинство, правда, закрыты воротами с кодовыми замками, в том числе и мой «родной» двор), даже Дворец пионеров имени Крупской (бывший особняк купца Рябушинского) остался, а рядом красуется памятник юному Ильичу (или уже сняли? ..)! В переулке Огородной слободы за 30 лет сломали всего-то три дома, остальные стоят, как стояли. И все равно все какое-то чужое, ненастоящее...
Но частичка той, моей Москвы сохранилась в негативах 6х6… Я вглядываюсь в эту съемку и будто бы на машине времени переношусь туда, в милый моему сердцу город…
Вот такой
БЫЛА НАША Москва...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!