В этом году на Московском международном салоне образования одной из важнейших тем станет проблема выбора профессии. «Мел» пригласил руководителя проекта «Антирабство», куратора спецпроекта ММСО «Профориентация» Алёну Владимирскую и сооснователя Smart Course Тимура Жаббарова обсудить будущее детей, профессий и место родителей в выборе жизненного пути.
Алёна Владимирская: Одна из главных проблем профориентации — мифология профессий. Я занимаюсь взрослыми людьми. По ним видно, насколько они подвержены мифологии. Они несчастные «сбитые лётчики», которые пошли в маркетинг, потому что это либо правильно, либо мама сказала, а потом тянут эту лямку: сначала уйти неудобно, а потом — семья-ипотека, а потом — 47 лет и ты никому не нужен.
Проблем на самом деле несколько. Первая — мифология профессии. Вторая — то, что я называю «проклятие родителей». Третье — мы требуем слишком ранней профориентации. Европа даёт больше возможностей: дети путешествуют после школы, потому что в 16 лет мало кто может осознанно сказать: «Я — журналист» или «Я — медик». Четвёртая проблема — мы общество без социальных лифтов, прежде всего, без лифта, связанного с карьерой. Я сама не москвичка, я девочка из Вологды, мне просто повезло попасть в МГУ. Если бы этого не было, то, конечно, можно стать первым парнем на деревне в Вологде, но дальше не пройти. Эти четыре проблемы меня волнуют.
Тимур Жаббаров: У меня есть не столько проблема, сколько мечта. Мне очень хочется, чтобы люди чувствовали себя счастливыми. Когда я заходил в эту профессию, я наткнулся на исследование Сони Любомирски, которая утверждает, что люди действительно чувствуют себя более счастливыми в тот момент, когда занимаются тем, что им нравится.
А.В.: Это вопрос самореализации. И самореализации не в смысле работы. Например, «я пеку лучшие в мире пироги». И мне отлично, я горжусь этими пирогами. А может, это призвание? Чем хорошие пироги хуже работы в бухгалтерии?
Т.Ж.: Вообще ничем. Мне кажется, что и сейчас, и в самом ближайшем будущем то, от чего ты получаешь удовольствие, должно становиться профессией. С этим мы сталкиваемся с подростками, которые к нам приходят. Есть какие-то стигмы, наложенные на профессии. Например, работать руками, печь пироги — это мне нравится, но «как же так, ты не будешь инвестиционным банкиром?».
А. В.: Или второе «я из семьи потомственных юристов». И всё, это позор, это хуже, чем проституция, ты пошла в журналистки.
продолжение статьи - по ссылке
http://mel.fm/2017/03/16/profession