Всем привет.
Наткнулась в интернете на довольно критичную статью о книгах и методиках детского психолога Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?"
Статья объемная, вот ссылка:
http://2kumushki.ru/gippenreyter.php/
Не могла не увидеть долю истины в мнении автора данной статьи. И т.к. сама положительно отношусь к трудам Ю.Гиппенрейтер, и возник вопрос: воспитать ребенка это не хухры-мухры, мне сложно дается, честно сказать. Вспоминать себя в детстве и в подростковости - не совсем мой вариант, т.к. была беспроблемным ребенком.
Поэтому литературу по воспитанию почитываю, конечно. Не очень получается справляться самой, одной, хотя бы без такой поддержки - книжной.
Прочла и озадачилась: а насколько детская психология актуальна, какая степень уверенности в профессионализме такого психолога? Если почти любого другого врача можно "оценить" по результатам его лечения, как психолог или его методы работы повлияли на личность ребенка очень сложно сразу увидеть и оценить.
Приведу небольшую часть из критической статьи:
«Воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы».
Здесь, говоря современным языком, опускается само понятие воспитания. Благородный труд воспитания человека сравнивают с дрессировкой животных. А вот И.Медведева совсем по другому трактует это слово.
«Вот типичная реплика одной мамы. «Как же я буду его обнимать, если он еще не выучил уроки? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу».
И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Кому из нас не известно, что вероятнее всего сын отреагирует всевозможными отговорками, оттягиваниями, а если приготовление уроков – старая проблема, то и открытым сопротивлением. Мама из, казалось бы, резонных «педагогических соображений» попадает в заколдованный круг, круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов.
Где же ошибка? Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них».
Странно, а наш российский многовековой опыт доказывает прямо противоположное: требовательное отношение к ребенку во всех важных вопросах (учеба, домашние обязанности, поведение) в разумных, конечно, пределах, приносит только положительные результаты: ребенок приучается трудиться! А получая положительные результаты от своего труда («пятерки» в школе, чистую комнату, добрые отношения с окружающими) со временем начинает любить труд, как процесс. Конечно, бывает и недовольство у детей, но это естественно. Помимо «хочу» и «не хочу», которые от рождения есть у каждого ребенка, приходится прививать ему такие понятия, как «надо» и «нельзя», а тут без недовольства не обойтись.
А теперь поищем ошибку в рассуждениях Юлии Гиппенрейтер. Ошибка заключается в том, что дисциплина вовсе не нуждается в добрых отношениях. Как раз там, где отсутствуют какие-либо добрые отношения, добиваются самой замечательной дисциплины. Например, в армии. И это без всего того, чем пугает нас Ю.Б.Гиппенрейтер: без всяких отговорок, оттягиваний, и уж тем более открытого сопротивления.
Я вам больше скажу: добрые отношения даже препятствуют установлению дисциплины, поскольку подчиненная сторона очень часто пытается использовать их как средство манипуляции. Именно поэтому любящим родителям эти сферы приходится разделять: «Безусловно, я тебя люблю и обязательно обниму, но уроки надо сделать».
И т.д.: в общем, такой вот разбор "полетов".
К слову сказать, работы И.Медведевой я тоже читала. И тоже вижу достаточно много плюсов. Чем отличились для меня книги Гиппенрейтер: там есть пример практического руководства к действию.
P.S.: может, излишне переживаю, т.к. процесс воспитания у нас со скрипом, а хотелось бы естественней, легче и непринужденней и без седых волос: уже в подростковый входим.