Александр Минкин
журналист
22 ноября 2012, 22:17
МИНИСТР И ТЁЛКИ (ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТУ)
Г-н президент, не знаю с чего начать. Сперва порадовать вас сообщением, что вы можете творить чудеса? Или рассказать сперва о наивных девушках, которые бурно обсуждают некоторые аспекты увольнения Сердюкова (б. министра обороны)? Давайте радость и чудеса оставим на сладкое, а начнём с девушек. (Сразу надо объяснить: слово «тёлка» — не обидное. Это самое ласковое слово в русском языке, самое тёплое. Так крестьянин называет дочку коровы, будущую кормилицу, милку, просто красавицу.)
Все телепередачи про коррупцию сопровождались портретной галереей советниц б. министра. Во всех видах показывали «женский батальон», даже как они пляшут в малоодетом виде.
Простодушный народ ужасался, слушая про украденные миллиарды и триллионы. А девушек (всякого возраста) взволновал гораздо более глубокий (в прямом смысле слова) вопрос. Они откровенно удивлялись в соцсетях: «Как такие красотки и симпатяги могли тра-та-та с Сердюковым? — и добавляли: — Посмотрите на его физиономию!»
Да, не красавец, ну и что? Красавцев мало, все в Голливуде. Черты лица вообще не имеют значения. Всё дело в том, что он — министр, чиновник.
Несчастной любви у чиновников не бывает. Женщина к чиновнику, если он вдруг обратит на неё внимание, ничего иного, кроме любви, испытывать не может. Больше того — женщины, сколько бы они ни утверждали обратное, всех чиновников любят заранее и без разбору.
Г-н президент, перечитайте внимательно предыдущий абзац. Вы согласны? Если вам амбиция мешает соглашаться с журналистом, то отбросьте сомнения. Ваше самолюбие не пострадает. Весь предыдущий абзац — точная, буквальная цитата из романа Кафки «Замок». Вы или не читали (как большинство), или забыли (как другое большинство). А кавычки мы нарочно не поставили, чтобы все, кто читает эти письма, успели возмутиться глупостью автора.
Расхожее пошлое мнение: Кафка, мол, выдумывал что-то несусветное, какие-то фантасмагории. Нет, он писал с натуры. Смотрел из окна, иногда читал газеты (телевизора у него не было).
Мы, конечно, должны расширить список людей, всегда успешных в любви. Безусловно, это чиновники и олигархи. Кафка это понимал, но в «Замке» никаких отдельных олигархов нет вообще. В этом романе «чиновник» — синоним слова «богатый». Остальные живут в нищем поселке вокруг (а лучше сказать: у подножия) Замка, и различаются люди лишь степенью бедности.
Главная мысль: народ не знает и не понимает, как устроена власть. И не должен знать. И не должен понимать. Люди видят чиновников, проезжающих мимо; некоторые уборщицы видят перекладывание бумаг из папки в папку, со стола на стол, из кабинета в кабинет… Но куда и зачем едут чиновники? что и о чём написано в тех бумагах? — никто не знает. И никто не знает, что с ним будет завтра.
Это ВЛАСТЬ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ. Поэтому Кафка — самый точный реалист. И выражение «мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» — при всём своём остроумии — бессмысленно. Это и есть быль, это проза жизни, ничего не надо делать. Даже не надо вместо «Замок» писать «Кремль».
Заметьте, г-н президент, Кафка пишет просто «женщины». Он не уточняет: умные, глупые, блондинки, брюнетки, невинные или уже имеющие некоторый опыт. Какая разница, кто она: спортсменка, комсомолка, депутатка, просто красавица… Выбирает не она. Её и спрашивать не надо, ибо, как сказано, женщина всех чиновников любит заранее и без разбору.
А теперь — обещанная радость!
Г-н президент, вы можете, значит, творить чудеса. Положим, не везёт какому-нибудь заморышу с девушками. Он и так, и сяк, а они его в упор не видят; а если видят — смеются обидным смехом и брезгуют.
А вы — раз! — и делаете его министром чего-нибудь; чего не жалко; культуры, например. И в тот же миг, по мановению вашей волшебной палочки… Посмотрите, какие обалденные тёлки вьются вокруг министров, губернаторов и пр. Вчера ещё не знала, как пишется «карова», а сегодня она — советник по вызову, пресс-атташе, начальник банного направления в главном управлении…
Ну, в общем, всё понятно. Помните, в школе вам говорили «классика всегда современна». Можно сказать: до ужаса современна, правда?
Оригинал