БАБУШКА
Справа от моего села протекает река Губазоули, слева -
небольшая речушка Лаше, кишащая крабами, бычками и босоногими
мальчишками. Через Губазоули перекинут мостик. Каждой весной
взбушевавшаяся река уносит его, оставляя только торчащие из
воды черные сваи. И все же мое село самое красивое и веселое в
Гурии. Я люблю его больше всех сел на свете, потому что нигде
не может быть другого села, где жили бы я, бабушка, Илико,
Илларион и моя собака Мурада... Моя бабушка - мудрая женщина.
Она постоянно твердит мне:
- Учись, негодяй, учись, а то неучем останешься!
О науке у бабушки своеобразное представление. Однажды,
когда я сидел на балконе и во весь голос твердил наизусть
правила из грузинской грамматики, бабушка спросила:
- Что это ты там зубришь, сынок?
- Лицо глагола, бабушка!
- Что? Где это слыхано - лицо у глагола! Лицо может быть
только у человека!
- Это другое лицо, бабушка, совсем не то, что ты думаешь.
- Лицо на свете одно. И все.
- Ладно, - сказал я и захлопнул книгу, - отвечай тогда,
что такое лицо.
- ЛИЦО - это... ЛИЦО!
- Садись, бабушка. Урока не знаешь, ставлю двойку!
- Я тебе покажу двойку, прохвост! Сию же секунду иди и
привяжи козу, не то так взгрею - своих не узнаешь!
- Хорошо, еще один вопрос задам и пойду. Сколько
существует лиц?
- Лиц столько, сколько людей на свете. Но лицо дано не для
того, чтобы такие гримасы строить, болван! У одних лицо худое,
у других - круглое и толстое, у третьих - вообще не разберешь
какое, размазня одна. А еще бывают лицемерные и двуличные люди.
- Жулики тоже бывают, - сказал я.
- Правильно! Например, наш почтальон. Сдирает с конвертов
марки, а потом говорит - без марки, мол, было, давай рубль.
- А я какой, бабушка?
- Ты? Ты прохвост, шалопай, бездельник, плут, пройдоха и
нехристь к тому же!
Нет во всей Гурии женщины, которая могла бы проклинать
лучше, чем моя бабушка. Но мне не страшны ее проклятия -
однажды бабушка обмолвилась: "Уста мои проклинают, а сердце
благословляет тебя..." Надо сказать, моя бабушка весьма
отрицательно относится к бездушному решению Наркомпроса,
которое обязывает учащихся ежедневно высиживать в школе полные
шесть уроков. Хотя лично я никогда не давал ей повода для
этого. Свой учебный день я, как правило, еле дотягиваю до
четвертого урока. Потом уже теряю всякое представление о
времени и пространстве и голосом, несколько громче обычного,
спрашиваю соседа по парте:
- Ромули, дорогой мой, что это так долго не звонят? Звонок
пропал или сторож?
Ромули скалит зубы, а учитель, указывая на меня пальцем (я
показательный ученик!), ласково процеживает:
- Сейчас же встань и убирайся вон! И пока не приведешь
родных, чтобы духу твоего здесь не было!
Я не спрашиваю "почему?", так как знаю, что после такой
дискуссии в ход обычно пускаются мел и линейка. Я молча беру
сумку и фуражку и направляюсь к двери.
- До свидания! - говорю я Ромули.
- До скорой встречи! - говорит он мне и машет рукой.
На второй день я веду в школу бабушку, затем бабушка ведет
меня домой, потом опять я веду бабушку в школу, и снова бабушка
отводит меня домой и так далее. Можно смело сказать, что
десятилетку я и бабушка заканчивали вместе. По-моему, это
единственный случай в истории человечества. Я обыкновенный
деревенский мальчик. У меня в сумке всегда фрукты, рогатка и
пугач. До первых заморозков хожу в школу босиком. У меня всего
одни залатанные штаны и по две переэкзаменовки каждый год.
Из-за моей собаки Мурады, которая всегда бегает за мной
хвостом, в деревне меня называют собачником, в школе - плутом и
лентяем, а бабушка раз и навсегда окрестила прохвостом.
Настоящее же мое имя - Зурико. Когда бабушка сердита на меня, я
ночую в давильне; как помиримся - я снова перебираюсь в
комнату. Днем бабушка, призывая на мою грешную голову громы
небесные, гоняется за мной с хворостиной в руке. Ночью она моет
мне ноги и, дождавшись, когда я усну, тихо целует... Как я веду
себя в школе? На этот счет существует официальный документ -
"Протокол заседания педсовета". Выглядит этот документ примерно
так:
"Протокол заседания педагогического совета Н-ской средней
школы от 18 марта 1940 года.
П р и с у т с т в о в а л и: все преподаватели.
С л у ш а л и: сообщение руководителя шестого класса о
поведении ученика того же класса Зураба Вашаломидзе.
В ы с к а з а л и с ь:
П р е п о д а в а т е л ь ф и з и к и: "В природе не
существует энергии, которая могла бы расшевелить Вашаломидзе.
Мальчик этот - погруженное в жидкость тело, на которое не
действует никакая выталкивающая сила!" П р е п о д а в а т е л
ь м а т е м а т и к и: "Для меня Вашаломидзе - уравнение со ста
неизвестными. Решить такое уравнение я не в силах". П р е п о д
а в а т е л ь х и м и и: "Никакой реакции! Сидит и выматывает
мне нервы. Это какой-то необычный лакмус: он никогда не
краснеет!"
П р е п о д а в а т е л ь р у с с к о г о я з ы к а:
"По-моему, он просто идиот".
П р е п о д а в а т е л ь г е о г р а ф и и: "Познания
Вашаломидзе весьма не рельефны. Мальчик или аномальный, или
истощенный".
П р е п о д а в а т е л ь и с т о р и и : "Это скорее
человек каменного века, чем цивилизованный представитель
двадцатого столетия. Невозможно зафиксировать момент нахождения
Вашаломидзе в состоянии покоя на уроке. Никакого прогресса.
Вашаломидзе - позор для всего класса".
Ш к о л ь н ы й с т о р о ж: "Да что вы пристали к бедному
ребенку? Если уж он такой дурак, как же вы его переводите из
класса в класс?"
3 а в у ч: "Тебя не спрашивают! Твое дело - приходить
вовремя и звонить!"
П р е п о д а в а т е л ь г р у з и н с к о г о я з ы к а
(мой близкий родственник): "Я вас не понимаю! Можно подумать,
что на этом Вашаломидзе свет клином сошелся! Да кто у вас в
классе лучше его? Может, директорский сынок? Круглый
пятерочник, а такого идиота я в жизни не встречал! Сидит на
уроках, точно сыч в дупле".
П р е п о д а в а т е л ь ф и з к у л ь т у р ы: "А почему
ты ставишь ему пятерки?"
П р е п о д а в а т е л ь г р у з и н с к о г о я з ы к а:
"Попробуй не поставь!"
3 а в у ч: "Замолчите!.. А ты что скажешь, Вашаломидзе?"
В а ш а л о м и д з е: "Учитель грузинского языка нрав".
3 а в у ч: "Истукан! Не об этом спрашиваю! Что ты скажешь
о себе?"
В а ш а л о м и д з е: "О себе? На этот раз простите, а в
дальнейшем я исправлюсь!"
Наслушавшись подобных отзывов о собственной персоне, я
усомнился было в своей нормальности и здоровье, но счастливый
случай рассеял мои подозрения
Пришлось мне как-то целую неделю не ходить в школу -
мотыжил кукурузу. А чтобы за пропуски занятий не исключили из
школы, требовалась справка о болезни. В те времена в нашей
деревне таких справок здоровым людям, к сожалению, не выдавали.
Поэтому пришлось уложить меня на один час в постель и вызвать
врача.
С утра меня морили голодом, чтобы придать моему лицу
болезненную бледность, стянули голову полотенцем, и бабушка
отправилась за врачом. Через полчаса врач осадил своего коня в
нашем дворе.
- Что с тобой, парень? - спросил врач, присаживаясь ко мне
на кровать.
- Умираю... - простонал я.
- Хорошо... А все же, что у тебя болит?
Признаться, такого вопроса я не ожидал и поэтому в испуге
взглянул на бабушку.
- Все болит, - сказала бабушка.
- Волосы болят?
- Болят, - простонал я.
В это время в комнату вошли соседи - Илико и Илларион. Они
знали о моей "болезни" и тут же вступили в разговор.
- Что-то в последнее время стал я замечать, ослабел наш
мальчик, - сказал Илларион.
- Точнее...
- Точнее? Аппетит у него пропал. Прошлый раз насилу
заставил мальчика съесть три тарелки лобио и один мчади. И ни
куска больше!
- Да ну? - удивился врач.
- Тобой клянусь!.. Раньше, бывало, он съедал еще головку
сыра, а в тот день как заупрямится - "не хочу да не хочу!".
Дома, говорит, уже обедал.
- Это правда? - спросил меня врач.
- Правда, доктор. Как увижу лобио, сразу тошнить начинает.
- Мда... А как насчет жареного цыпленка с чесночной
подливкой, или молодого сулгуни с мятой, или Целиком отварной
курочки с эстрагоном, или, друг ты мой любезный, может быть,
лучше рубец с острой приправой, или, скажем, усач и форель в
ореховом соусе? Что скажешь?
- С ума сведет ребенка этот болван, - пробормотала
бабушка. Илико не выдержал такого меню и, закашлявшись,
выскочил на балкон. Илларион выдержал испытание и стал
разглядывать фотографии в альбоме.
- Что еще болит у него? - спросил с улыбкой врач. Потом
снял с моей головы полотенце и заботливо утер мне слюни.
- Еще... чихает! - ответил Илларион.
- А моча у него какая?
Тут и Илларион не нашелся, что ответить.
- Какая у него моча, Илико? - обратился он к вернувшемуся
в комнату Илико. - Моча? - не растерялся тот. - В последнее
время, прямо скажу, не нравится мне его моча.
- А раньше была хорошая?
- Изумительная!
- На что еще жалуешься, молодой человек?
- Хи-хи! - кашлянул Илико. - Еще он немного. того... - И
он выразительно покрутил пальцем у своего виска.
Я понял, на что он намекал.
- Да?.. А ну, сколько это? - спросил врач и поднес к моему
носу растопыренную пятерню.
- Семь! - сказал я и как можно глупее улыбнулся.
- Правильно! - воскликнул врач.
Илларион от удивления выронил очки, бабушка в испуге
отшатнулась. Врач вывернул мне веки, опустил, потом снова
поднял, заглянул мне в глаза, с сожалением покачал головой и
спросил:
- Родственников и близких узнает?
- С трудом, - вздохнул Илларион.
- Так... Кто этот человек? - спросил меня врач, указывая
на Илико.
- Это не человек, это зверь! - сказал я и придал своему
лицу такое идиотское выражение, какого и Илико не ожидал.
- Зурико, это же я, твой дядюшка Илико, неужели не
узнаешь? - сокрушенно произнес Илико.
Я отрицательно покачал головой и скосил глаза к
переносице. Бабушка закусила нижнюю губу и схватилась за
голову.
- Чем лечите больного? - спросил врач.
- Виски натираем водкой.
- Принесите сюда эту водку!
Бабушка торопливо принесла бутылку с водкой.
- Подайте мне чайный стакан!
Подали. Врач наполнил стакан и начал:
- Положение ребенка весьма серьезное, боюсь, не протянет
до утра, Нужно немедленно везти его в больницу на операцию!
- На какую операцию?! - вскочил я с постели.
- Придется вскрыть черепную коробку...
- Только через мой труп! - вскричала бабушка. - Ишь ты,
"вскрыть черепную коробку"! Это тебе не тыквами Да что ты
понимаешь в болезнях? Мальчик здоров, как бык, а он - "в
больницу"! Вставай, сынок, вставай, а то и впрямь он загонит
тебя в могилу!
- Ну, вот и отлично! Здоров, говорите? Дай бог и впредь
всем вам здоровья! - сказал с улыбкой врач и опрокинул в рот
стакан.
- А закусить? - сказал Илларион и подал ему грушу.
Врач аппетитно, с хрустом откусил грушу, потрепал меня по
щеке, простился со всеми и, направляясь к выходу, сказал:
- А такого здорового мальчишки действительно во всей
деревне не найдешь.
Потом он вскочил на коня, помахал рукой и ускакал...