загрузка
Главная Форум Наши дети Беременность и роды Почти каждый год - по ребенку. Как рожали в старину
Елена (Me voila), Санкт-Петербург, м. Рыбацкое, 46 лет
Елена (Me voila), Санкт-Петербург, м. Рыбацкое, 46 лет.
 
Из инета


Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании.

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с тем, что место родов считалось «нечистым».

И дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить. Поэтому самым подходящим местом для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы. Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.
У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов. В Голландии в приданое невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – нужно открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.
Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.
Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»:

Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут.
Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет.

Там же у Булгакова:

…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ней трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.
Тема скрыта, т.к. её содержание не нравится большому количеству пользователей. Открыть содержание
Елена (Me voila), Санкт-Петербург, м. Рыбацкое, 46 лет
Елена (Me voila), Санкт-Петербург, м. Рыбацкое, 46 лет.
 
Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем праобраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая, что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по-особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты.
При этом приговаривали:
Мыла баушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху.
После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

При необходимости бабка-повитуха сама вправляла «золотник» (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды

Говорят, что партнерские роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины.
Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали:
Солоно и горько рожать.

Крещение

Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка:

Рожден, а не крещен, так Богдашка.

Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.

Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет – значит, ребенок будет здоровым, закружится – к счастью, а если утонет – это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»:
…Нянюшка сообщила ему, что брошеный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.
Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.

Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.

После родов - сразу в поле?

Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, далеко не верно.

В начале 12-го века внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, написала трактат о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудных родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.
Елена (Me voila), Санкт-Петербург, м. Рыбацкое, 46 лет
Елена (Me voila), Санкт-Петербург, м. Рыбацкое, 46 лет.
 
Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»:
…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа.

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»:
Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть, кем замениться.

Женщины, находящиеся в суровых жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.

Недостаток гигиены, частые эпидемии, отсутствие медицинской помощи очень сильно сказывались на показателях материнской и детской смертности в те времена.

При этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов.
Дина, Россия, Казань, 47 лет
Дина, Казань, 47 лет.
 
NyutaУдачливая&, Россия, Москва, 47 лет
NyutaУдачливая&, Москва, 47 лет.
 
Мне вот интересно, какие мысли у мужчин появляются после прочтения этих статей?
Сообщение отредактировала NyutaУдачливая&, Россия, Москва (автор поста) 19.11.2017 15:30
Ольга, Россия, Москва, 63 года
Ольга, Москва, 63 года.
 
NyutaУдачливая&, Россия, Москва писала:
Мне вот интересно, какие мысли у мужчин появляются после прочтения этих статей?
Вряд ли они осилят столько текста. biggrin_rt_40.png
Метелица, Россия, Москва, 45 лет
Метелица, Москва, 45 лет.
 
детей-то было много....а выживали из них единицы. У прапрабабушки было 9 детей. Выжило двое.
Елена (Me voila), Санкт-Петербург, м. Рыбацкое, 46 лет
Елена (Me voila), Санкт-Петербург, м. Рыбацкое, 46 лет.
 
Метелица, Россия, Москва писала:
детей-то было много....а выживали из них единицы. У прапрабабушки было 9 детей. Выжило двое.
Русская пословица: Хороши ягоды с проборцем, а дети с проморцем.
Олег, Россия, Ижевск, 56 лет
Олег, Ижевск, 56 лет.
В отношениях
 
NyutaУдачливая&, Россия, Москва писала:
Мне вот интересно, какие мысли у мужчин появляются после прочтения этих статей?
мысль такая-я знаю как дети рождаются... моя бабушка рожала в бане всех своих детей,..а любил я её не за это,что она мне маму родила,за то-что она из двух мной собранных в детстве грибов приготовила жаренную картошку с грибами и сказала за ужином-ты наш кормилец...
Павел, Россия, Кемерово, 46 лет
Павел, Кемерово, 46 лет.
 
Женщины дают новую жизнь,это тяжело(Зато вы живете дольше
Павел, Россия, Кемерово, 46 лет
Павел, Кемерово, 46 лет.
 
Метелица, Россия, Москва писала:
детей-то было много....а выживали из них единицы. У прапрабабушки было 9 детей. Выжило двое.
Ну не так все плохо было. До революции смертность была вроде 26 %А на 1000 браков один или два развода. Тоже был перекос.Хрен разведешься.Кстати, большевики ..одним из первых их постановлений было -упрощение развода.
Метелица, Россия, Москва, 45 лет
Метелица, Москва, 45 лет.
 
Павел, Россия, Кемерово писал:
Ну не так все плохо было. До революции смертность была вроде 26 %А на 1000 браков один или два развода. Тоже был перекос.Хрен разведешься.Кстати, большевики ..одним из первых их постановлений было -упрощение развода.
Вы мне сейчас теорию, а я вам факты. Москва, конец 19 - начало 20 века. Последний ребенок в 17-м году родился. Семья по меркам дореволюционным зажиточная, из купцов. Из девяти выжило двое.
И про развод...какие разводы...в семье все знали, что прапрадед, помимо прапра еще и девок брюхатил далеко не ходя, за стенкой. Ну, брюхатил, а куда прапра пойдет, кому она нужна. Так и жила. Тихо ненавидела и жила, исполняя при этом все женкины обязанности.
Павел, Россия, Кемерово, 46 лет
Павел, Кемерово, 46 лет.
 
Метелица, Россия, Москва писала:
Вы мне сейчас теорию, а я вам факты. Москва, конец 19 - начало 20 века. Последний ребенок в 17-м году родился. Семья по меркам дореволюционным зажиточная, из купцов. Из девяти выжило двое. И про развод...какие разводы...в семье все знали, что прапрадед, помимо прапра еще и девок брюхатил далеко не ходя, за стенкой. Ну, брюхатил, а куда прапра пойдет, кому она нужна. Так и жила. Тихо ненавидела и жила, исполняя при этом все женкины обязанности.
И я вам факты.Моя бабушка по маме Агафья Ивановна 1913 г р Седьмой ребёнок в семье ,всего 9 детей их было, трое умерло.Смертность была высокой,кто спорит то... Но не 75 % как у вашей пра,пра...Около 30%,это на средне европейском уровне,или чуть выше
Павел, Россия, Кемерово, 46 лет
Павел, Кемерово, 46 лет.
 
Метелица, Россия, Москва писала:
Так и жила. Тихо ненавидела и жила, исполняя при этом все женкины обязанности.
Вот)))
Метелица, Россия, Москва, 45 лет
Метелица, Москва, 45 лет.
 
Павел, Россия, Кемерово писал:
Вот)))
я анекдот вам рассказала, что вы так заливчато смайлики наставили?
Мария, Москва, м. Университет, 47 лет
Мария, Москва, м. Университет, 47 лет.
 
Павел, Россия, Кемерово писал:
Смертность была высокой,кто спорит то... Но не 75 % как у вашей пра,пра...Около 30%,это на средне европейском уровне,или чуть выше
Ошибаетесь. До революции в России не было централизованной службы родовспоможения, поэтому показатели детской смертности были гораздо выше 30%.
Василий, Словакия, Братислава, 64 года
Василий, Словакия, Братислава, 64 года.
 
Меня мама в поле родила, прям с серпом в руке. Никаких тебе санитарных условий.
Павел, Россия, Кемерово, 46 лет
Павел, Кемерово, 46 лет.
 
Мария, Москва, м. Университет писала:
Ошибаетесь. До революции в России не было централизованной службы родовспоможения, поэтому показатели детской смертности были гораздо выше 30%.
Сколько тогда?Что из девяти двое выживали,как Надежда сказала 75%?
Елена, Россия, Москва, 38 лет
Елена, Москва, 38 лет.
 
Если бы я жила в те времена, то умерла бы и я и доча при первых родах...
Юлия, Москва, м. Бунинская аллея, 40 лет
Юлия, Москва, м. Бунинская аллея, 40 лет.
 
Жили тяжело И рожали тяжело. У одной прапрабабки (жили под Одессой, еврейское местечко) было что-то 11 детей, из которых 7 выжило. У второй прапрабабки, которая жила в Москве - выжило пятеро, было 7 точно, возможно еще были, прабабушка говорила, что вроде бы были совсем маленькие дети, но она достоверно помнит двух. Один умер в три, то есть не в родах, второй - родами, но при чрезвычайных обстоятельствах: роженицу сильно напугали. Если считать что еще были 2-3 младенца, то смертность получается 30-50%.
Сейчас, если считать смертность при абортах, процент не меньше.
Алексей, Россия, Москва, 50 лет
Алексей, Москва, 50 лет.
Женат
 
NyutaУдачливая&, Россия, Москва писала:
Мне вот интересно, какие мысли у мужчин появляются после прочтения этих статей?
Никаких)))
Новых ответов пока нет.

Вы не можете ответить, т.к. в данный момент не зарегистрированы или не авторизованы

Регистрация | Напомнить пароль | Или введите e-mail (номер телефона) и пароль в форме "Вход на сайт"

Или Вы можете войти на сайт (создать анкету), используя Войти через Mail.Ru Mail.ru, Войти через Одноклассники OK.ru или Войти через ВКонтакте VK.com Войти через Yandex Yandex

наверх
Вход на сайт
Логин, email или телефон
Пароль
Закр