Предыстория.
Я еще в детстве вступила в ряды поискового движения. В моем городе был Центр юных туристов, который возглавлял человек, просто фанатично преданный этому делу. Он создал наш детский отряд, и мы, и зимой и летом, ходили в экспедиции на поиски останков солдат, павших во время ВОВ. Потом, ближе к 2000-м, детям запретили заниматься поисковой работой. Но мы, я и мои ровесники, к тому времени уже выросли. И теперь один из моих бывших школьных товарищей возглавляет уже свой отряд - поисково-исследовательскую группу раритетной авиации «Икар».
Я, в силу не столько того, что я - девушка)) а из-за того, что у меня один за другим дети (вот и сейчас маленький сын, с которым в такой экстремальный поход не отправишься) отошла от участия в экспедициях. Последние годы я работаю на другой стороне - освещаю в прессе важные находки поисковиков. В эти праздничные дни хочу рассказать о них форумчанам.
В ПОИСКАХ ИСЧЕЗНУВШИХ САМОЛЕТОВ
Обо всех экспедициях отряда "Икар" очень сложно рассказать в рамках одной статьи. Перечислю только наиболее интересные.
Наше увлечение поиском началось ещё в начале 1990-х годов. И в значительной мере повлияла на это одна из самых первых находок - экспедиция по подъёму скоростного бомбардировщика «СБ», обнаруженного участниками группы в 1 километре южнее железнодорожной станции Нял, Кольского района, Мурманской области в 1992 году.
Врезавшись в заболоченную землю, самолёт полностью разрушился. Место падения представляло собой воронку овальной формы, заполненную мутной, почти чёрной, водой и густо заросшую по краям травой. Воронку окружали низкие берёзки, среди которых лежали смятые обломки машины.
Воронка.
В относительно целом состоянии находился только руль направления, сделанный из дюралюминия. На правой его стороне чётко просматривался номер самолёта – цифра шесть, нарисованная чёрной краской, а в верхней части зияли четыре сквозных пробоины от крупнокалиберного авиационного пулемёта. Это говорило о том, что самолёт был сбит в воздушном бою.
В конце августа 1994 года поисковики нашей группы организовали экспедицию по подъёму останков самолёта из болота. В первый же день работ вода из воронки была откачана до минимального уровня при помощи мотопомпы. Передвижение по дну образовавшейся ямы затруднял густой слой чёрной жидкой пульпы из торфа, толщиной около метра, напичканный обломками самолёта с острыми, как бритва, краями. Над воронкой стоял резкий запах бензина, вытекшего из баков самолёта при ударе о землю. Постепенно воронка была расчищена от хаотично наваленных друг на друга кусков металла. Неожиданно среди них показалась белая ткань – парашют, который был извлечён из воды в сложенном виде. Стало понятно, что на самолёте погиб кто-то из лётчиков, а может быть – и весь экипаж. Вслед за ним на поверхность удалось поднять бронеспинку, штурвал и останки пилота самолёта.
Обломки самолета.
Бронеспинка с останками пилота.
Из карманов гимнастёрки пилота были извлечены расчёска, носовой платок, талоны на питание в лётной столовой, несколько монет мелочью, а также комсомольский билет, все записи в котором размыло водой. Поэтому имя и фамилию погибшего сразу установить не удалось. Лишь только знаки различия на петлицах – по одному кубику красной эмали с каждой стороны, позволяли судить о воинском звании лётчика – младший лейтенант.
В ходе дальнейших работ из торфянистой воды были извлечены останки штурмана и стрелка-радиста. В кармане гимнастёрки штурмана был обнаружен партийный билет. Записи в нём отлично сохранились благодаря тому, что были выполнены специальными водостойкими чернилами. В левом нижнем углу на первом развороте партбилета имелась также и фотография. Согласно записям в партбилете, его владельцем являлся лейтенант Лаврищев Василий Степанович, 1914 года рождения.
Лаврищев В.С.
У третьего члена экипажа – стрелка-радиста документы отсутствовали. Среди фрагментов его одежды были найдены связка ключей, а также знак различия – треугольник красной эмали, оторванный от петлиц, говоривший о сержантском звании погибшего.
Установить имена пилота и стрелка-радиста самолёта удалось лишь спустя несколько лет, после длительной и скурпулёзной работы в Центральном архиве Министерства Обороны. В итоге мы выяснили, что пилотом бомбардировщика был младший лейтенант Леонид Григорьевич Гончаренко, 1917 года рождения, а воздушным стрелком – младший сержант Павел Иванович Тулин, 1921 года рождения. Согласно архивным документам, найденный нами самолёт имел заводской номер 16/210 и входил в состав 137-го Краснознамённого скоростного бомбардировочного авиаполка (КСБАП), который базировался на аэродроме Африканда, под Кандалакшей. В конце июня 1941 года отдельная эскадрилья указанного полка в составе 9 бомбардировщиков СБ, в том числе и обнаруженная нами машина, была передана в оперативное подчинение командующего ВВС Северного флота и действовала в тот период с флотского аэродрома Ваенга. Мы также выяснили, что найденный нами СБ не вернулся на свой аэродром 21 июля 1941 года, после того как вылетел на боевое задание по бомбардировке переднего края обороны противника в район залива Большая Западная Лица.
Гончаренко Л.Г.
В боевом донесении указано, что бомбардировщик младшего лейтенанта Гончаренко был сбит вражескими истребителями в районе Ура-губы. В напряжённой обстановке воздушного боя место его падения не было замечено другими экипажами и в то время отыскать место падения самолёта так и не удалось... С тех пор члены его экипажа считались пропавшими без вести. Согласно немецким источникам, доступным на сегодняшний день, в тот день в воздушном бою истребителями Ме-110 в районе линии фронта было заявлено о трёх сбитых бомбардировщиках СБ, по данным с нашей стороны в этот день было потеряно два таких самолёта из состава 137 КСБАП.
Остаётся добавить, что 9 сентября 1994 года останки всех трёх членов экипажа бомбардировщика были захоронены с воинскими почестями на въезде в Заозёрск, у мемориала "Защитникам Советского Заполярья".
Несмотря на предпринятые нами меры, найти родных и близких погибших не удалось.
Обнаруженные на месте гибели самолёта документы и вещи лётчиков, а также некоторые фрагменты крылатой машины были переданы нами в музей гарнизонного Дома офицеров, где истории этого самолёта посвящена отдельная экспозиция, а пару
лет назад на могиле экипажа СБ был установлен обелиск из чёрного гранита с мемориальной доской, на которой увековечены фамилии каждого из них.
Мой сынок отдает честь погибшим героям)
Интересная находка была сделана отрядом в 2000 году. На месте падения самолёта И-16, удалось найти несколько уцелевших фрагментов обшивки с одним и тем же выштампованным номером:1721124. На верхней площадке поршня разбитого авиадвигателя М-25 «В» сохранился и номер двигателя: 1915689.
Согласно данным из ЦАМО, И-16 с указанным заводским номером (обнаруженный номер двигателя также полностью соответствовал архивным сведениям), входил в состав 145 истребительного авиаполка (ИАП) ВВС 14 Армии и был потерян 10 июля 1941 года.
Согласно оперативной сводке, в тот день 3 истребителя И-16 (лётчики Пискарёв, Позднышев и Небольсин) вылетали на штурмовку войск противника. В районе реки Западная Лица самолёт лейтенанта Небольсина был подбит, пилот направил свой горящий И-16 в скопление автомашин и взорвался вместе с самолётом. Так геройски погиб командир звена 145 ИАП лейтенант Алексей Захарович Небольсин, совершив первый огненный таран на Крайнем Севере. За этот подвиг он посмертно награждён орденом «Красное Знамя».
Двигатель.
Обломки.
Небольсин А.З.
Самолет И-16.