загрузка
Страницы:
1
2
Яна, Россия, Военный городок, 45 лет
Яна, Военный городок, 45 лет.
 
Предыстория.
Я еще в детстве вступила в ряды поискового движения. В моем городе был Центр юных туристов, который возглавлял человек, просто фанатично преданный этому делу. Он создал наш детский отряд, и мы, и зимой и летом, ходили в экспедиции на поиски останков солдат, павших во время ВОВ. Потом, ближе к 2000-м, детям запретили заниматься поисковой работой. Но мы, я и мои ровесники, к тому времени уже выросли. И теперь один из моих бывших школьных товарищей возглавляет уже свой отряд - поисково-исследовательскую группу раритетной авиации «Икар».
Я, в силу не столько того, что я - девушка)) а из-за того, что у меня один за другим дети (вот и сейчас маленький сын, с которым в такой экстремальный поход не отправишься) отошла от участия в экспедициях. Последние годы я работаю на другой стороне - освещаю в прессе важные находки поисковиков. В эти праздничные дни хочу рассказать о них форумчанам.

В ПОИСКАХ ИСЧЕЗНУВШИХ САМОЛЕТОВ
Обо всех экспедициях отряда "Икар" очень сложно рассказать в рамках одной статьи. Перечислю только наиболее интересные.

Наше увлечение поиском началось ещё в начале 1990-х годов. И в значительной мере повлияла на это одна из самых первых находок - экспедиция по подъёму скоростного бомбардировщика «СБ», обнаруженного участниками группы в 1 километре южнее железнодорожной станции Нял, Кольского района, Мурманской области в 1992 году.
Врезавшись в заболоченную землю, самолёт полностью разрушился. Место падения представляло собой воронку овальной формы, заполненную мутной, почти чёрной, водой и густо заросшую по краям травой. Воронку окружали низкие берёзки, среди которых лежали смятые обломки машины.
В поисках исчезнувших самолетов...
Воронка.

В относительно целом состоянии находился только руль направления, сделанный из дюралюминия. На правой его стороне чётко просматривался номер самолёта – цифра шесть, нарисованная чёрной краской, а в верхней части зияли четыре сквозных пробоины от крупнокалиберного авиационного пулемёта. Это говорило о том, что самолёт был сбит в воздушном бою.
В конце августа 1994 года поисковики нашей группы организовали экспедицию по подъёму останков самолёта из болота. В первый же день работ вода из воронки была откачана до минимального уровня при помощи мотопомпы. Передвижение по дну образовавшейся ямы затруднял густой слой чёрной жидкой пульпы из торфа, толщиной около метра, напичканный обломками самолёта с острыми, как бритва, краями. Над воронкой стоял резкий запах бензина, вытекшего из баков самолёта при ударе о землю. Постепенно воронка была расчищена от хаотично наваленных друг на друга кусков металла. Неожиданно среди них показалась белая ткань – парашют, который был извлечён из воды в сложенном виде. Стало понятно, что на самолёте погиб кто-то из лётчиков, а может быть – и весь экипаж. Вслед за ним на поверхность удалось поднять бронеспинку, штурвал и останки пилота самолёта.
В поисках исчезнувших самолетов...
Обломки самолета.
В поисках исчезнувших самолетов...
Бронеспинка с останками пилота.

Из карманов гимнастёрки пилота были извлечены расчёска, носовой платок, талоны на питание в лётной столовой, несколько монет мелочью, а также комсомольский билет, все записи в котором размыло водой. Поэтому имя и фамилию погибшего сразу установить не удалось. Лишь только знаки различия на петлицах – по одному кубику красной эмали с каждой стороны, позволяли судить о воинском звании лётчика – младший лейтенант.
В ходе дальнейших работ из торфянистой воды были извлечены останки штурмана и стрелка-радиста. В кармане гимнастёрки штурмана был обнаружен партийный билет. Записи в нём отлично сохранились благодаря тому, что были выполнены специальными водостойкими чернилами. В левом нижнем углу на первом развороте партбилета имелась также и фотография. Согласно записям в партбилете, его владельцем являлся лейтенант Лаврищев Василий Степанович, 1914 года рождения.
В поисках исчезнувших самолетов...
Лаврищев В.С.

У третьего члена экипажа – стрелка-радиста документы отсутствовали. Среди фрагментов его одежды были найдены связка ключей, а также знак различия – треугольник красной эмали, оторванный от петлиц, говоривший о сержантском звании погибшего.
Установить имена пилота и стрелка-радиста самолёта удалось лишь спустя несколько лет, после длительной и скурпулёзной работы в Центральном архиве Министерства Обороны. В итоге мы выяснили, что пилотом бомбардировщика был младший лейтенант Леонид Григорьевич Гончаренко, 1917 года рождения, а воздушным стрелком – младший сержант Павел Иванович Тулин, 1921 года рождения. Согласно архивным документам, найденный нами самолёт имел заводской номер 16/210 и входил в состав 137-го Краснознамённого скоростного бомбардировочного авиаполка (КСБАП), который базировался на аэродроме Африканда, под Кандалакшей. В конце июня 1941 года отдельная эскадрилья указанного полка в составе 9 бомбардировщиков СБ, в том числе и обнаруженная нами машина, была передана в оперативное подчинение командующего ВВС Северного флота и действовала в тот период с флотского аэродрома Ваенга. Мы также выяснили, что найденный нами СБ не вернулся на свой аэродром 21 июля 1941 года, после того как вылетел на боевое задание по бомбардировке переднего края обороны противника в район залива Большая Западная Лица.
В поисках исчезнувших самолетов...
Гончаренко Л.Г.

В боевом донесении указано, что бомбардировщик младшего лейтенанта Гончаренко был сбит вражескими истребителями в районе Ура-губы. В напряжённой обстановке воздушного боя место его падения не было замечено другими экипажами и в то время отыскать место падения самолёта так и не удалось... С тех пор члены его экипажа считались пропавшими без вести. Согласно немецким источникам, доступным на сегодняшний день, в тот день в воздушном бою истребителями Ме-110 в районе линии фронта было заявлено о трёх сбитых бомбардировщиках СБ, по данным с нашей стороны в этот день было потеряно два таких самолёта из состава 137 КСБАП.
Остаётся добавить, что 9 сентября 1994 года останки всех трёх членов экипажа бомбардировщика были захоронены с воинскими почестями на въезде в Заозёрск, у мемориала "Защитникам Советского Заполярья".
Несмотря на предпринятые нами меры, найти родных и близких погибших не удалось.
Обнаруженные на месте гибели самолёта документы и вещи лётчиков, а также некоторые фрагменты крылатой машины были переданы нами в музей гарнизонного Дома офицеров, где истории этого самолёта посвящена отдельная экспозиция, а пару
лет назад на могиле экипажа СБ был установлен обелиск из чёрного гранита с мемориальной доской, на которой увековечены фамилии каждого из них.
В поисках исчезнувших самолетов...
Мой сынок отдает честь погибшим героям)


Интересная находка была сделана отрядом в 2000 году. На месте падения самолёта И-16, удалось найти несколько уцелевших фрагментов обшивки с одним и тем же выштампованным номером:1721124. На верхней площадке поршня разбитого авиадвигателя М-25 «В» сохранился и номер двигателя: 1915689.
Согласно данным из ЦАМО, И-16 с указанным заводским номером (обнаруженный номер двигателя также полностью соответствовал архивным сведениям), входил в состав 145 истребительного авиаполка (ИАП) ВВС 14 Армии и был потерян 10 июля 1941 года.
Согласно оперативной сводке, в тот день 3 истребителя И-16 (лётчики Пискарёв, Позднышев и Небольсин) вылетали на штурмовку войск противника. В районе реки Западная Лица самолёт лейтенанта Небольсина был подбит, пилот направил свой горящий И-16 в скопление автомашин и взорвался вместе с самолётом. Так геройски погиб командир звена 145 ИАП лейтенант Алексей Захарович Небольсин, совершив первый огненный таран на Крайнем Севере. За этот подвиг он посмертно награждён орденом «Красное Знамя».
В поисках исчезнувших самолетов...
Двигатель.

Обломки.

В поисках исчезнувших самолетов...
Небольсин А.З.

В поисках исчезнувших самолетов...
Самолет И-16.
Сообщение отредактировала редактор Солнечная Белка, Москва, м. Бульвар Дмитрия Донского 13.05.2015 17:23
Тема скрыта, т.к. её содержание не нравится большому количеству пользователей. Открыть содержание
Иван, Россия, Москва, 54 года
Иван, Москва, 54 года.
 
Спасибо большое за интересный материал.
Яна, Россия, Военный городок, 45 лет
Яна, Военный городок, 45 лет.
 
В августе 2003 года, по счастливому совпадению – в День ВВС России, в безымянном озере, расположенном в нескольких километрах западнее Мурманска, группой «Икар» был обнаружен истребитель «Харрикейн» английского производства с заводским номером «Z 5252». Эта находка не была случайной, поскольку поисковики целенаправленно проверяли архивные сведения о том, что один из наших подбитых в воздушном бою «харрикейнов» произвёл вынужденную посадку на озеро в нескольких километрах западнее Мурманска. И хотя в сводке имелось указание о том, что севший на лёд самолёт «подлежит ремонту», икаровцы усомнились в этом, предположив, что в силу погодных условий на самом деле самолёт не был вывезен и мог затонуть. Так впоследствии и оказалось. При этом обнаружен он был при помощи подводной видеокамеры, а затем, в марте 2004 года было снято его гидроакустическое изображение со льда при помощи гидролокатора кругового обзора и тогда же определен заводской номер самолёта, нанесённый краской на борту.


Из архивных источников поисковики выяснили, что «Харрикейн» с таким номером прибыл в Советский Союз в числе 39 аналогичных машин в сентябре 1941 года. Конвой союзников состоял из 30 транспортов и авианосца «Аргус». На борту авианосца находились 24 «Харрикейна» 151 авиакрыла Королевских ВВС Великобритании. Остальные 15 самолётов, в том числе и «Z 5252», в разобранном виде были доставлены в Архангельск, откуда, после сборки, перелетели в Ваенгу. После прибытия английских лётчиков на североморский аэродром, 151-е крыло поступило в оперативное подчинение командующему ВВС Северного флота генерал-майору авиации Александру Алексеевичу Кузнецову в рамках помощи союзников по антигитлеровской коалиции. Вместе с истребителями ВВС СФ они сражались в мурманском небе с общим врагом, сопровождали на боевые задания наши бомбардировщики.
В конце сентября 1941 года англичане стали готовить самолёты к передаче нашим пилотам и начали их обучение. « Z 5252» был подарен командиром 151 крыла полковником Дж. Рамсботтом-Ишервудом командующему североморскими ВВС генерал-майору А.А. Кузнецову. Впоследствии самолет поступил в 78 истребительный авиаполк ВВС СФ, командиром которого был назначен капитан Борис Феоктистович Сафонов. Истребителю был присвоен бортовой номер «01», а на крылья и фюзеляж нанесены красные звёзды.
Последним пилотом, вылетевшим на « Z 5252», был лейтенант 2 гвардейского авиаполка ВВС СФ П.И. Марков. Днём, 2 июня 1942 года, в ходе воздушного боя семи «харрикейнов» 2-й ГвИАП с двенадцатью немецкими истребителями Ме-109, произошедшего в районе озера Тулп-явр, его самолёт был подбит. Пилот, не рискнув тянуть на повреждённой машине до своего аэродрома через Кольский залив, произвёл вынужденную посадку на лёд не успевшего оттаять озера. Сам Марков остался невредим и пешком добрался до пристани посёлка Мишуково, откуда на катере вечером был доставлен на аэродром. Прибыв в часть, он доложил командованию, что его подбитый «Харрикейн» вполне пригоден к ремонту. Однако эвакуационной бригаде вывезти самолёт не удалось: к моменту её прибытия на озеро тяжёлая машина уже проломила тонкий лёд и затонула на глубине 18 метров.
Для её подъёма и вывоза в годы войны требовалось проведение серьёзных водолазных работ, а также значительные временные и материальные затраты. Видимо поэтому командованием 2-го ГвИАП было решено не поднимать самолёт и 26 июня 1942 года он был списан с документального учёта полка как потерянный в бою.


Самолёт был поднят из озера в октябре 2004 года поисковиками отряда «Икар» совместно с аквалангистами из предприятия подводно-технических работ «Пётр» из города Воронежа. К сожалению, во время подъёма самолёта фюзеляж из подгнивших стальных труб не выдержал нагрузки и разломился позади кабины пилота, поэтому хвостовое оперение пришлось доставать из воды отдельно. В настоящее время самолёт находится в Кубинке, Московской области, в ожидании реставрации.




Яна, Россия, Военный городок, 45 лет
Яна, Военный городок, 45 лет.
 
В первой половине июня 2006 года состоялась одна из самых экстремальных и потому наиболее запомнившихся экспедиций группы «Икар» на место гибели самолёта такого же типа («Харрикейн»), упавшего в болото в 10 км западнее железнодорожной станции Ковда. Экстремальных – потому, что пришлось преодолевать 3 километра пути по воде на плоту через Ковдозеро. Место падения этого самолёта поисковикам показал работник Ковдозерского лесничества ещё осенью 1998 года, но из-за отдалённости этого района они долгое время откладывали выезд.
Было видно, что самолёт, а точнее, то, что от него осталось, при падении целиком ушёл в мягкую болотистую почву. Место удара почти полностью заросло водорослями. На поверхности были найдены фрагменты крыльев, бронеплита, детали переплёта фонаря кабины и водяной радиатор, что говорило о том, что самолёт вошёл в землю в перевёрнутом положении.
Место падения самолета.
Из эллипсовидной воронки в торфянике были извлечены приборы, оборудование кабины, фрагмент центроплана со стойкой шасси. Детали поднимали при помощи треноги, собранной из подручного материала – стволов сосен. Воду, которая постоянно прибывала, откачивали мотопомпой. Затем поисковики увидели унты, и за ремни подвесной системы парашюта зацепили и подняли на поверхность тело лётчика. В кармане гимнастёрки нашли комсомольский билет и красноармейскую книжку на имя Плехно Григория Ивановича, 1922 года рождения, в которых уцелели его фотографии. Надо сказать, что тело летчика за более чем полувековой срок сохранилось почти идеально, даже без следов разложения! Только после того, как его подняли, у него лопнула кожа на животе…




Пилот 152 истребительного авиаполка 259 истребительной авиадивизии Григорий Плехно считался пропавшим без вести после воздушного боя с истребителями противника 20 апреля 1943 года. Его захоронение состоялось в Долине Славы (Мурманская область) 22 июня 2006 года. В сентябре того же года нам удалось найти и встретиться с родственниками лётчика, проживающими в гор. Никополе, которые долгое время ничего не знали о его судьбе. На тот момент была жива его младшая сестра – Лидия Ивановна Сивогривова-Плехно, которая поделилась воспоминаниями о брате, передала нам его фотографию и рассказала, как в 1940 году провожала его в Качинскую авиашколу. Лидия Ивановна передала на могилу брата родную землю, а мы, в свою очередь, отдали родственникам Григория Плехно его документы и личные вещи. Эти предметы стали экспонатами Никопольского городского музея.
Григорий Плехно.
Яна, Россия, Военный городок, 45 лет
Яна, Военный городок, 45 лет.
 
В июне 2012 года участниками группы «Икар» была проведена операция по подъёму из озера Кривое, расположенного в районе бывшего флотского аэродрома Ваенга-2 (пос. Малое Сафоново) сразу двух самолётов: Як-1 и Ил-2.
Поиски самолёта Ил-2, также как и в случае с «Харрикейном» Z 5252, основывались на архивной информации. «25 ноября 1943 года в ходе штурмовки вражеского аэродрома Луостари был подбит самолёт Ил-2 46-го штурмового авиаполка ВВС СФ, пилотируемый младшим лейтенантом Валентином Михайловичем Скопинцевым. Он произвёл вынужденную посадку на озеро Черногубское, лётчик невредим, воздушный стрелок – краснофолотец Гуменный получил ранение.»
Первоначально именно в этом озере поисковики искали самолёт Скопинцева, а в итоге крылатая машина была найдена в соседнем озере, расположенном ближе к аэродрому, на глубине 16 метров. Одновременно в том же озере был обнаружен и ещё один самолёт – истребитель Як-1 из состава 20 истребительного авиаполка ВВС СФ.
По поводу этого Яка из оперативной сводки штаба ВВС СФ от 28 августа 1943 года было известно, что в тот день несколько истребителей этого типа сопровождали бомбардировщики, вылетавшие на торпедный удар по конвою противника. При возвращении с боевого задания один из самолётов, пилотируемый младшим лейтенантом Егором Васильевичем Демидовым, сел на озеро в районе аэродрома вследствие полной выработки горючего. Самолёт затонул, лётчик остался жив, но получил ушибы, выплыл на берег и прибыл на аэродром. Однако никто не ожидал, что этот самолёт окажется в том же озере, что и Ил-2.
Первым на поверхность воды был поднят и отбуксирован к берегу Як-1.
Подъем Як -1.

А следом за ним – Ил-2.
Подъем Ил-2.

Ил-2 на берегу.

В настоящее время Як-1 находится в Музее техники Вадима Задорожного в Москве, а Ил-2 – реставрируется в Новосибирске и, может показаться невероятным, но планируется снова поднять его в воздух!
Михаил, Междуречье, Морион (царство Тёмных эльфов), 37 лет
Михаил, Междуречье, Морион (царство Тёмных эльфов), 37 лет.
 
Огромнейшее спасибо за интересную статью!
Ivan, Германия, Берлин, 57 лет
Ivan, Германия, Берлин, 57 лет.
 
Яна, Россия, Военный городок писала:
В поисках исчезнувших самолетов...Предыстория. Я еще в детстве вступила в ряды поискового движения. В моем городе был Центр юных туристов, который возглавлял человек, просто фанатично преданный этому делу. Он создал наш детский отряд, и мы, и зимой и летом, ходили в экспедиции на поиски останков солдат, павших во время ВОВ. Потом, ближе к 2000-м, детям запретили заниматься поисковой работой. Но мы, я и мои ровесники, к тому времени уже выросли. И теперь один из моих бывших школьных товарищей в
Благородное занятие. Уважаю.
Олеся, Москва, м. Беляево, 54 года
Олеся, Москва, м. Беляево, 54 года.
 
Спасибо. Очень интересно!
Яна, Россия, Военный городок, 45 лет
Яна, Военный городок, 45 лет.
 
Ivan, Германия, Берлин писал:
Благородное занятие. Уважаю.
увы((
но не все так считают!
даже здесь на сайте некоторые мужчины, узнав о подобном "хобби", писали мне, что тратить время на поиск костей и ржавого метала - глупо.
особо "высоконравственные натуры" ругаются, что думать нужно больше не о мертвых, а о живых, ну и соответственно им приносить пользу, а не заниматься всякой ерундой...
sad_rt_40.png
Ivan, Германия, Берлин, 57 лет
Ivan, Германия, Берлин, 57 лет.
 
Яна, Россия, Военный городок писала:
увы(( но не все так считают! даже здесь на сайте некоторые мужчины, узнав о подобном "хобби", писали мне, что тратить время на поиск костей и ржавого метала - глупо. особо "высоконравственные натуры" ругаются, что думать нужно больше не о мертвых, а о живых, ну и соответственно им приносить пользу, а не заниматься всякой ерундой...
Это не от большого ума. Даже комментировать нехочется всякую глупость.
Ирина, Россия, Москва, 52 года
Ирина, Москва, 52 года.
 
Каким благородным делом Вы занимаетесь..спасибо что рассказали.
andrej, Италия, Рим, 55 лет
andrej, Италия, Рим, 55 лет.
 
Яна, Россия, Военный городок писала:
увы(( но не все так считают! даже здесь на сайте некоторые мужчины, узнав о подобном "хобби", писали мне, что тратить время на поиск костей и ржавого метала - глупо. особо "высоконравственные натуры" ругаются, что думать нужно больше не о мертвых, а о живых, ну и соответственно им приносить пользу, а не заниматься всякой ерундой...
МУЖЧИНЫ??? ТАК НЕ СЧИТАЮТ!!!
Денис, Москва, м. Кунцевская, 46 лет
Денис, Москва, м. Кунцевская, 46 лет.
 
Яна,спасибо вам за рассказ!Дело поисковых отрядов нужное,за каждым найденным солдатом мы открываем новые подвиги а если удаётся найти родственников то здорово,будут гордится своими дедами,отцами!!!
 Зимний, Россия, Красноярск, 52 года
Зимний, Красноярск, 52 года. [модератор чата]
 
Яна, Россия, Военный городок писала:
увы(( но не все так считают! даже здесь на сайте некоторые мужчины, узнав о подобном "хобби", писали мне, что тратить время на поиск костей и ржавого метала - глупо. особо "высоконравственные натуры" ругаются, что думать нужно больше не о мертвых, а о живых, ну и соответственно им приносить пользу, а не заниматься всякой ерундой...
списки в студию и на сайте больше не будет "высоконравственных натур" comando_rt_82.gif
Светлана , Россия, Москва, 51 год
Светлана , Москва, 51 год.
 
Яна , большое Вам спасибо , с интересом прочитала !
Яна, Россия, Военный городок, 45 лет
Яна, Военный городок, 45 лет.
 
Зимний, Россия, Красноярск писал:
списки в студию и на сайте больше не будет "высоконравственных натур"
да ладно) пусть живут happy_rt_40.png
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет.
 
прочла вчера в дороге, интересно, спасибо )
там было, что какие-то из самолетов ожидают реставрации. На сегодня она уже проведена? или лист ожидания на года расписан?
Яна, Россия, Военный городок, 45 лет
Яна, Военный городок, 45 лет.
 
Денис, Москва, м. Кунцевская писал:
Яна,спасибо вам за рассказ!Дело поисковых отрядов нужное,за каждым найденным солдатом мы открываем новые подвиги а если удаётся найти родственников то здорово,будут гордится своими дедами,отцами!!!
к сожалению и тут иногда случаются неприятные неожиданности sad_rt_40.png
бывает, что подняв именного солдата, поисковики начинают рыть архивы в поисках родственников, а на это порой уходит до нескольких месяцев кропотливого труда! в итоге - находят внуков или племянников погибшего героя, сообщают им, а в ответ получают или отписки, что нет ни денег ни желания тащиться на Крайний Север ради какого-то незнакомого дальнего родственника. либо еще круче... молодежь начинает интересоваться, имеют ли эти останки какую-то материальную ценность swoon2_rt_68.gif а узнав, что среди личных вещей поднятого солдата нет ничего, что можно было бы продать, тоже не приезжают на захоронение.
Яна, Россия, Военный городок, 45 лет
Яна, Военный городок, 45 лет.
 
Ivan, Германия, Берлин писал:
Это не от большого ума. Даже комментировать нехочется всякую глупость.
да, чаще всего непонимание идет от незнания.
многие путают поисковиков с так называемыми "черными копателями" sad_rt_40.png
приходится долго объяснять, что такие ребята, как из нашего отряда, не наживаются на своих находках nono_rt_50.gif ничего не продают и реставрацией занимаются исключительно для того, чтобы потом передать экспонаты в музеи. тратя личное время, они совершенно бескорыстно, полностью за свой счет ходят в экспедиции. а это и средства передвижения, и снаряжение, и питание, не говоря уже о спецоборудовании, чтоб достать из болот и озер самолеты, которое стоит очень недешево!
увы, но за свою работу эти люди даже не всегда СПАСИБО слышат((

есть и еще одна больная тема. это останки немецких солдат. последнее десятилетие Германия совершенно не заинтересована в том, чтобы заниматься этими "костями". у многих поисковиков мешки, набитые "фашистами", хранятся просто в гаражах. не знают, что сними делать dntknw_rt_60.gif
Яна, Россия, Военный городок, 45 лет
Яна, Военный городок, 45 лет.
 
Небес Лазурь, Серендипити писала:
прочла вчера в дороге, интересно, спасибо ) там было, что какие-то из самолетов ожидают реставрации. На сегодня она уже проведена? или лист ожидания на года расписан?
самой интересно) те, что в Кубинке и Новосибе вроде к 70-летию Победы хотели отреставрировать)
Сергей, Санкт-Петербург, м. Старая Деревня, 66 лет
Сергей, Санкт-Петербург, м. Старая Деревня, 66 лет.
 
Для того, чтобы прикоснуться к славному боевому прошлому нашей страны совсем необязательно тревожить болотную жижу - бывает достаточно прогуляться на местную барахолку... Недавно, гуляя по рынку на Удельной, совершенно случайно наткнулся на радиолампу 6Э6П. При попытке узнать цену на неё продавец в духе нынешнего времени сделал страшные круглые глаза и стал рассказывать модную байку о неимоверном количестве золота в этой радиолампе. Золото в ней действительно есть, правда в размерах гомеопатических, но не содержанием драгметаллов славна эта лампа, а своей службой в радиотехническом комплексе ДУГА - то-то славные были времена.... Нынче как-то не политкорректно вспоминать, что Великая Отечественная плавно перетекла в Холодную войну - Холодную войну мы понятное дело проиграли, но было в ней немало славных страниц - по накалу страстей, героизму, материальным затратам и людским потерям не уступавшим, допустим, сражению на Курской дуге.... Так вот - про комплекс ДУГА 5Н32 - за свою уникальную способность выносить у империалистов мозг на Западе он получил название Русский Дятел - действительно - кому доводилось видеть его циклопические размеры припоминались произведения братьев Стругацких... Немало он попил крови у бывших союзников по Антигитлеровской коалиции и сделать они с ним ничего не могли - разбомбить как какой-нибудь неугодный ближневосточный ядерный реактор у них руки были коротки, а на всякие другие санкции у Советов тогда был стойкий иммунитет... Долго искали на Западе управу на строптивого Дятла и в конце концов нашли - комплекс Дуга потреблял неимоверное количество энергии и чтобы не тянуть издалёка провода пришлось строить рядом электростанцию - за отсутствием других ресурсов - атомную... И вот как-то так получилось, что в конце 1985 года комплекс заработал на полную мощность, а в одну из апрельских ночей 1986 года на электростанции произошел пожар... Пожар - как пожар - в Союзе и не такое горело, но тут случай особый - не успела радиация еще до шведских берегов долететь как на Западе стали его всячески раздувать... И пришлось уникальное творение советских рабочих, инженеров и конструкторов бросить - не потому, что оно попало в полосу отчуждения - при Советской Власти на такие проблемы элементарно поплёвывали - а потому, что его просто не было от чего питать... А тут еще Горбачев со своей Перестройкой... Вот и стоит уникальный комплекс этаким не подверженным коррозии памятником одному из великих сражений Холодной войны... Кому любопытно - могут посмотреть в Интернете набрав "Дуга", "Чернобыль-2", "Русский дятел"... А мелкие частицы от него можно встретить на барахолках....
Страницы:
1
2
В теме " В поисках исчезнувших самолетов..." давно не было ответов, потому она считается закрытой. Вы можете создать новую тему, или поискать похожие.

Похожие темы

Вы не можете ответить, т.к. в данный момент не зарегистрированы или не авторизованы

Регистрация | Напомнить пароль | Или введите e-mail (номер телефона) и пароль в форме "Вход на сайт"

Или Вы можете войти на сайт (создать анкету), используя Войти через Mail.Ru Mail.ru, Войти через Одноклассники OK.ru или Войти через ВКонтакте VK.com Войти через Yandex Yandex

наверх
Вход на сайт
У вас в браузере возможно отключены Cookies, по этому вы не сможете авторизоваться на сайте. Пожалуйста включите Cookies в настройках вашего браузера. Инструкция: что такое cookies и как их включить
Логин, email или телефон
Пароль
Закр