Недавно подруги рыдали о том, что в школе их дети учатся по непонятным стандартам. И кто из них вырастет, непонятно. Мол, сейчас система образования – хуже некуда, а вот советская система образования была лучшей в мире! А современная власть разрушила это достижение с целью дебилизировать население.
Окей, я приняла это к сведению. И у меня сразу же возникли вопросы:
1) В СССР в школах и институтах не только учили, но и воспитывали гуманных патриотов, комсомольцев и коммунистов, пламенных борцов за светлое будущее против капитализма. Как же так вышло, что после распада Союза десятки тысяч недавних комсомольцев и коммунистов вдруг стали бандитами, рэкетирами, ворами, киллерами, взяточниками? И почему у сотен тысяч появилась такая тяга к деньгам, что они понесли свои сбережения в финансовые пирамиды?
2) В СССР в школах и институтах воспитывали в духе атеизма с верой в научно-технические достижения. Как же так случилось, что миллионы людей вдруг стали верить Кашпировским и Чумакам, гадалкам, сектантам? Да, и как некоторые из них стали колдуньями и главарями сект?
3) Если в СССР была такое хорошее образование, почему были такие откровенно слабые экономисты и снабженцы, из-за чего, начиная с 1970-х годов, абсолютно всё было только в Москве, Ленинграде, городах-миллионерах и столицах союзных республик, а остальная территория погрузилась во тьму дефицита? Из дневников крупного партийного функционера, работника МИД СССР Анатолия Черняева видно, что дефицит начался ещё при Брежневе в первой половине 1970-х. Анатолий Черняев из Москвы приехал в Кострому и увидел там на полках только банки с борщом и кильками. К моменту смерти Брежнева ситуация только ухудшилась, а при Горбачёве пришлось вводить талоны.
4) А ещё Анатолий Черняев красочно описывает воровство. Воровали все: от рабочих на заводах и на железной дороге до чиновников. Масштабы воровства впечатляли. А чуть позже ворованное стали продавать на «чёрном» рынке. Так возникла теневая экономика в СССР. А ведь в школах и институтах учили, что воровать нельзя!
5) Если в СССР было такое хорошее образование и воспитание, почему, несмотря на полученные знания, миллионы граждан курили и пили спиртное? По числу курящих СССР занимал второе место после Китая, а по числу пьющих и алкоголиков был чуть ли не впереди планеты всей.
6) Спросите сейчас мужчин и женщин в возрасте от 40 лет, тех, которые обучались в советских школах и ВУЗах, что они помнят из того, чему их учили? Они помнят стихи Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, повести Николая Васильевича Гоголя, романы Льва Николаевича Толстого, Фёдора Михайловича Достоевского, Михаила Александровича Шолохова? Они помнят климатические зоны Земли и названия столиц Аргентины и Австралии? Они помнят законы сохранения энергии и что такое астрономическая единица? Почти все это всё позабыли. А почему?
А потому, что память имеет свойство забывать. И книги нужно периодически перечитывать. А задачи по математике и физике решать хотя бы раз в неделю. Но многие уверены, что раз им в советской школе что-то там преподавали, то преподали качественно и лучше всех в мире!
Не все из тех, кто окончил школу и институт, становятся учёными. Учёные упорно учатся. И работают с предметом своих специализированных знаний каждый день. Как получившие профессию граждане и работающие по специальности так же знают своё дело. Бухгалтер знает бухгалтерию, химик – химию определённой области, директор рекламного агентства – в своей области и так далее. Но в остальном, что не касается их исследований и работы, они не проявляют таких знаний. И многое из школы давно позабыли. Потому что не повторяют.
Так какая разница, по какой системе учат детей – по советской или по современной, если всё равно почти все больше половины полученных знаний забудут?
А те, кто стал учёными, будут специалистами своего дела и проектировать новые ракеты и агрегаты, постоянно черпая нужную информацию из нужных учебников.
Как сказал профессор, под чьим руководством я писала диплом, «высшее образование даётся для того, чтобы уметь работать с нужной литературой».
Кстати, в странах, где система образования была не лучшей в мире – например, в США, Японии, Германии, – больше всего учёных, открытий, изобретений. США – лидер по информационным технологиям, Германия – в медицине, Япония – в высокотехнологичных системах. И у них не было дефицита, как в СССР.