Для того, чтобы лучше понять, что ребенок ожидает от своих родителей, как папа и мама влияют на последующую его жизнь, надо узнать какие особенности материнской и отцовской любви и чем они отличаются. Эти отличия будут изложены по книге Эриха Фромма (1900-1980, американский психолог, философ, социолог)"Искусство любви"
Итак,
Материнская любовь
– считается высшим видом человеческой любви;
– наиболее священной изо всех эмоциональных связей;
– ее достижение – не любовь к младенцу, а любовь к растущему ребенку;
– являет собой неравенство – где один полностью нуждается в помощи, а другой полностью ее дает, не требуя ничего взамен;
Материнская любовь дает:
– безусловное утверждение в жизни ребенка его потребностей и сохранения жизни:
– положительные источники тепла и пищи, эйфорического состояния удовлетворения и безопасности;
– объединяет все переживания в одно "Я любим потому, что я – ребенок своей матери";
– дает почувствовать свою значимость "Я любим, потому, что я прекрасен, чудесен. Я любим потому, что мать нуждается во мне.";
– каждодневная бескорыстная забота матери говорит малышу "Я любим, потому, что это я"
Названные переживания являются пассивными. Это значит, что "нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым" Материнская любовь имеет безусловный характер. Все, что от меня требуется, это быть – быть ее ребенком.
– установку, которая внушает ребенку любовь к жизни, дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле!
– укрепляет желание быть жизнеспособным, внушает ребенку любовь к жизни и ко всему сущему.
Конечным итогом материнской любви должно быть желание, чтобы ребенок отделился от матери. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребенка.
Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать.
В идеальном случае материнская любовь:
– не пытается помешать ребенку взрослеть;
– не пытается назначить награду за беспомощность;
– имеет веру в жизнь;
– не должна быть тревожной;
– имеет желание, чтобы ребенок стал независимым,
– и, в конце концов, отделился от матери.
Негативная сторона в безусловной материнской любви.
1. Из-за того, что любовь матери не надо заслуживать, к ребенку может прийти ощущение, что этой любви нельзя добиться, вызвать или контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно, как если бы все прекрасное ушло из жизни – и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.
2. В любви матери присутствует нарциссический элемент.
Ввиду того, что ребенок воспринимается как часть ее самой, любовь и слепое обожание матери могут быть удовлетворением ее нарциссизма.
3.В основе материнской любви могут быть обнаружены мотивы стремительного желания власти или обладания. Ребенок, существо беспомощное и полностью зависимое от ее воли, это естественный объект удовлетворения для женщины, властной и обладающей собственническими чертами.
Именно на этой стадии многие матери оказываются неспособны решить задачу материнской любви. Нарциссическая, властная, с собственнической установкой женщина может успешно быть любящей матерью, пока ребенок мал. Во взрослеющем ребенке мать может видеть угрозу потери своего объекта власти и контроля. Многие матери имеют трудности во времена, когда ребенок начинает отделяться от нее.
Ребенку важно, чтобы у него была не только хорошая мать, но и счастливая мать.
Все тревоги матерей проецируются на детей. Однако день за днем ребенок становится все более независимым: он учится ходить, говорить, самостоятельно открывать мир; связь с матерью несколько утрачивает свое жизненное значение и вместо нее все более и более важной становится связь с отцом.
Отцовская любовь
Если мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери.
Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования:
– мир мысли, вещей, созданных – человеческими руками,
– закона и порядка, дисциплины,
– путешествий и приключений.
Отцовская любовь это обусловленная любовь. Ее принцип таков: "Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня".
Условная любовь отца:
– учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.
– позволяет что-то сделать, чтобы добиться ее, "я могу трудиться ради нее";
– не находится вне пределов контроля ребенка, как любовь материнская;
– направляема принципами и ожиданиями;
– она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной;
– должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы;
– позволяет ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца
Отрицательная сторона отцовской любви составляет :
– факт, что должна быть заслужена;
– что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут.
Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца.
Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни,
Функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.
В конечном счете, зрелый человек приходит к тому моменту, когда он сам становится и своей собственной матерью и своим собственным отцом. Он обретает как бы материнское и отцовское сознание.
Материнское сознание говорит: "Нет злодеяния, нет преступления, которое могло бы лишить тебя моей любви, моего желания, чтобы ты жил и был счастлив".
Отцовское сознание говорит: "Ты совершил зло, ты не можешь избежать следствий своего злого поступка, и если ты хочешь, чтобы я любил тебя, ты должен прежде всего исправить свое поведение".
Зрелый человек внешне становится свободен от материнской и отцовской фигур, он строит их внутри себя.
Когда человек чувствует, что он не в состоянии придать смысл своей собственной жизни, он старается обрести этот смысл в ребенке. Но так можно ввергнуть в беду как самого себя, так и своего ребенка. Себя потому, что проблема существования может быть разрешена каждым человеком только внутри самого себя, а не при помощи посредника; ребенка потому, что в человеке могут отсутствовать качества, которые необходимы для воспитания ребенка.
Дети служат проективным целям и тогда, когда встает вопрос о расторжении несчастливого брака. Главный аргумент родителей в такой ситуации тот, что они не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи. Всякое тщательное изучение показало бы, однако, что атмосфера напряженности и несчастья внутри "единой семьи" более вредна для ребенка, чем открытый разрыв – который по крайней мере учит, что человек в состоянии посредством смелого решения изменить непереносимую ситуацию.