"Каждый из нас в юности переживает кризис, который психологи называют кризисом идентичности. Это значит: человек пытается осознать, кто он, что для него важно, какие начала и ценности образуют его неповторимое «я».
Иногда сделать это очень просто. Бывали времена, когда идентичность, цельная и круглая, как спелое яблоко, доставалась молодому человеку в полностью готовом к употреблению виде. Например, зовут его Ваня Иванов, и живет он в селе Иваново, где его предки живут с незапамятных времен, отец его кузнец, и дед был кузнецом, и сам он, когда вырастет, будет кузнецом, у них вся порода такая - мужики сильные и крупные, с точным глазом и крепкой рукой. И веры они все православной, как деды и прадеды, и песни поют те же, и обычаи у них одни, и еду любят ту же, и ничего менять не собираются. Можно рассказать эту историю не про Ваню Иванова, а про индейского, китайского, африканского мальчика или девочку - любого представителя традиционной, устойчивой культуры. В таких культурах обычно и кризиса-то никакого у подростков не бывает: из-за чего переживать? Что выбирать? Все ясно и понятно, живи, как жили предки, и все будет хорошо.
Сейчас простую и цельную идентичность встретишь нечасто, особенно в городах.
Возьмем обычного жителя современной столицы, той же Москвы: он рожден от брака, положим, армянина и еврейки, выросший в Узбекистане и потому привыкшей к узбекской кухне; он говорит на русском языке и считает родной русскую культуру; он часто бывает во Франции в командировках и хорошо знает и любит тамошнюю жизнь, а по вероисповеданию - буддист, так он выбрал после долгих исканий. Идентичность такого человека подобна сложному узору лоскутного одеяла, в котором сочетаются стихи Пушкина и музыка Чайковского, плов и устрицы, история армянского и еврейского народов, буддийские мантры и французский шансон. Все это образует причудливое сплетение ценностей и ресурсов.
Какие-то из них могут конфликтовать друг с другом, какие-то сочетаться органично, и задача человека - уложить их все в единую картину, так, чтобы ничем дорогим его сердцу не поступиться, и ничего не утратить. Составная идентичность - это большая работа. " Л. Петрановская
Вот прочла я сей отрывок и подумала: я похожа на второй вариант. Выросла у русских мамы и папы в г. Тбилиси в чисто армянском районе- Авлабаре.
( Помните из "Ханумы" :
- Хочешь умыться: вот твой дом-вот Кура, хочешь купаться: вот твой дом - вот Кура, хочешь посуду помыть : вот твой дом - вот Кура.
- А если наводнение?
- Э-э-э! Где-е-е твой дом - где-е-е Кура!!!")
Лоскутное одеяло, короче.. Но видимо, я провела очень хорошую работу над собой, потому что эту лоскуты внутри меня никак не конфликтуют и для меня самой очень гармонично уживаются. Хотя со стороны иногда смотрится как раз как из "Ханумы".
Но тут вдруг мне подумалось: так может надо просто посмотреть на поиски с этой точки зрения?! Искать идентичного человека?!
Что думаете?