Еще сто лет назад представление о том, что значит гетерос-суальность, заметно отличалось от нынешнего.
То, как менялось наше понимание этого термина, может немало сказать и о современных метаниях в определении гендерных пристрастий.
В Медицинском словаре Дорленда 1901 года гетерос-суальность определялась как "ненормальное или извращенное влечение к противоположному полу".
Двумя десятилетиями позже, в 1923 году, словарь Мерриама-Вебстера немного сузил значение - "болезненная с-суальная страсть к одному лицу противоположного пола".
И только в 1934 году гетерос-суальность получила определение, с которым мы знакомы сегодня - "проявление с-суального желания к лицу противоположного пола; нормальная с-суальная ориентация".
Каждый раз, когда люди об этом слышат они восклицают: "этого не может быть!"
И действительно, нам кажется, что понятие гетерос-суальности в нынешнем виде всегда существовало в нашей культуре.
Несколько лет назад в сети появилось видео, автор которого спрашивал у прохожих, является ли, по их мнению, гомос-суальность врожденной чертой. Ответы были разными, но многие отмечали, что это - смесь природных факторов и воспитания.
После этого звучал решающий для эксперимента вопрос: "Когда же вы решили стать гетерос-суалом?".
Почувствовав, что их поймали на предвзятости, люди быстро соглашались с точкой зрения репортера: видимо, с гомос-суальной ориентацией, так же как и с гетерос-суальной, рождаются.
Авторы и участники эксперимента, кажется, предполагали, что любая ориентация - это некий бесспорный факт, не требующий никаких объяснений.
О гомос-суальной идентичности как социальном конструкте написано немало научных и популярных работ. И уже никого не удивит утверждение, что идея гомос-суальности вошла в культуру в определенный момент истории человечества.
Но почему-то мы очень мало знаем о том, что подобным образом появилось и понятие гетерос-суальности.
Этому существует немало причин, среди которых и религиозные предубеждения, и гомофобия.
Но на самом деле ответ на вопрос, почему мы никогда не задумывались о происхождении "гетерос-суальности", заключается в том, что это явление - естественное. Нормальное. Нет необходимости подвергать сомнению то, что всегда было "само по себе".
Однако гетерос-суальность существовала не всегда. Более того, нет никаких оснований считать, что это понятие навсегда останется в культуре.
Когда гетерос-суальность не была нормой
Первое, что вроде бы опровергает мнение об искусственности понятия гетерос-суальности, - это аргумент о размножении.
Кажется очевидным, что с-суальный акт между противоположными полами существовал столько, сколько существует человечество, а иначе - как вообще бы выжил наш род?
Но такой аргумент предполагает, что гетерос-суальность - это то же, что и репродуктивный половой акт.
Это на самом деле не так.
"С-с не имеет истории, - пишет исследователь нетрадиционной с-суальной ориентации Дэвид Гальперин из Университета штата Мичиган, - поскольку он является функцией организма".
С-суальность же, наоборот, - продукт культуры и поэтому имеет историю. Иными словами, с-с - это неотъемлемый элемент существования многих видов, это биологическая функция.
А то, как с-суальные акты называют и какие категории в них выделяют, - явление историческое, которое может и должно быть изучено.
С-суальные инстинкты существуют во всем животном мире (и это - с-с). Но в определенный момент люди начали придавать им особое значение (а это - с-суальная ориентация). Когда мы говорим о гетерос-суальности, мы имеем в виду именно второе.
"К 1868 году не было ни гетерос-суалов, ни гомос-суалов", - утверждает Ханне Бланк, автор исследования "Удивительно короткая история гетерос-суальности".
Людям, кажется, просто не приходило в голову определять друг друга по типу с-суальных отношений или желанию, которое они испытывали.
Конечно же, различали с-суальное поведение, некоторые виды которого были запрещены. Но акцент всегда делался на акте, а не на человеке.
Так что же изменилось? Язык.
В 1868 году венгерский журналист Карл Мария Кертбени придумал четыре термина для описания с-суального опыта: гетерос-суальный, гомос-суальный и еще два ныне забытых - для определения мастурбации и скотоложества, а именно "монос-суальный" и "гетерогенитальный".
Но в литературе термин "гетерос-суальный" впервые появился только в 1880 году. В 1889-м слово включили в каталог названий с-суальных расстройств Psychopathia Sexualis.
Английский перевод исследования вышел в США только в 1993 году. Почти на 500 страницах каталога слово "гетерос-суальный" используется только 24 раза и даже не проиндексировано.
Возможно, это потому, что автора трактата психиатра Рихарда фон Крафт-Эбинга больше интересовали перверсии, чем "нормальное" половое влечение.
Надо отметить, что термином "нормальный" злоупотребляли на протяжении всей истории. В свое время вполне нормальными считались и рабовладение, и геоцентрическая модель Вселенной.
Задолго до того, как половые акты начали делить на гетеро- и гомос-суальные, в западном мире царила другая позиция - связаны они или не связаны с деторождением.
Библия, например, осуждает гомос-суальные отношения по той же причине, по которой она запрещает мастурбацию - за пустую трату живоносного семени.
И хотя эту идею всегда активно пропагандировали и продвигали католическая церковь и другие христианские конфессии, происходит она не из еврейского или христианского Писания, но из философии стоицизма.
Стоики придерживались мнения, что ради внутреннего спокойствия человек должен сдерживать свои эмоции и желания, в том числе и с-суальные. Они настаивали на том, что с-с должен выполнять исключительно детородную функцию.
Предполагается, что ранние христианские богословы переняли идею брачно-репродуктивных отношений, и со времен Блаженного Августина, одного из отцов христианской церкви, половой акт ради продолжения рода считался единственным нормальным видом с-са.
Хотя Рихард фон Крафт-Эбинг в целом придерживается такого же взгляда на с-суальность, он отмечает, что инстинкт продолжения рода является подсознательным.
Тем самым он открывает пространство, в котором понемногу начинает расти новое понятие нормы - с-суального удовлетворения.
Важность перехода от репродуктивного инстинкта к эротическому желанию трудно переоценить, поскольку он определяет современные западные представления о с-суальности и с-суальной ориентации.
Когда сегодня мы думаем о понятии гетерос-суальности, в нашем воображении, должно быть, возникает история наподобие такой.
Билли с детства понимает, что его привлекают девушки. Однажды он фокусирует свою эротическую энергию на Сьюзи, он начинает ухаживать за ней, пара влюбляется и воплощает в с-суальных отношениях свое эротическое желание. Они живут долго и счастливо.
Но если бы не исследования Краффт-Эбинга, эта история могла бы никогда так и не стать "нормальной".
Понимание, что половым инстинктом руководит эротическое желание, стало революцией в представлениях о с-се. Оно заложило основу для перехода понятия гетерос-суальности от "патологии" в 1923 году к "норме" в 1934-м.