Здравствуйте уважаемые форумчане и форумчанки.
Текст длинноват, но в конце вас ждет награда за терпение и усидчивость))
Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами вот какой весьма наболевший вопрос.
Гуляя как-то по усадьбе Кусково и любуясь видами, попутно сохраняя впечатления на технику басурманскую, заглянул я в святая святых экспозицию что в главном здании усадьбы..
И вот что меня поразило (неприятно надо сказать) больше, чем восхитительные гобелены и шикарная мебель 18 века..
Отношение старушек-надсмотрщиков (а музейными работниками у меня их язык не повернется назвать) к интересу и впечатлениям посетителей.
Пара моментов была с другими посетителями:
Эпизод 1:
Один мужчина просто легонечко постучал подушечками пальцев по комоду, что бы понять что это за материал, как тут же дамоклов меч склонился над его головой и скрипучий старческий голос донесся откуда-то из-за спины: "Молодой человек, это старинная вещь не нужно её трогать..."
Эпизод 2:
Мама с маленьким (1,5-2 года) ребенком на руках обследовала этот храм культурного наследия, у дитяти в руках была небольшая веточка, и то ли мама призналась дитю как сильно она его любит, то ли ребенок восхитился умопомрачительными часами стоявшими на комоде, но он очень активно стал выражать свои эмоции, попутно помахав веточкой.. Тут же возникла еще одна представительница племени бабушек-поскрипушек и голосом Левитана приказала немедленно прекратить "безобразие". К слову сказать ребенок находился на руках у мамы. Мама в свою очередь к особо хрупким музЭйным экспонатам и близко не приближалась. Да там и невозможно к чему либо приблизиться, потому как по 90% всей площади экспозиции натянута веревка, которая создает мертвую зону т.н."запретку" между посетителем и экспонатом.
Ну и два инцидента в которые посчастливилось угодить и мне:
Эпизод 3:
Проходя и осматривая убранство музея, меня заинтересовала большая висящая на стене картина, и как любитель и живописи в том числе, я прошел к ней, что бы получше её разглядеть, фактуру, слой краски, оттенок на свету и т.д. И даже веревка натянутая по периметру как колючая проволока не преграждала мне путь. Подойдя на расстояние 10 см от картины я принялся скрупулезно изучать полотно, как вдруг снова как гром среди ясного неба раздался скрип режущий нежные барабанные перепонки: "Молодой человек вы стоите на паркете 18 века!!..." Быстро кинув взгляд вниз, я увидел "страшную" картину, что одна моя нога, частью своей ступни в 5 сантиметров действительно находится на паркете 18 века, а сам я стою на ковролине или чем-то подобном, который не закрывает этот паркет полностью. Естественно, опасаясь как бы кого-нибудь из надзирателей не хватил кондратий, я быстро убрал ногу, а про себя подумал, что глаза наверное у них и на ж... есть.
Эпизод 4:
Так как был довольно жаркий и душный день, я взял с собой на прогулку небольшую 0,6 бутылку с водой и время от времени прикладывался к ней, когда меня одолевала жажда. Так случилось и в одном из залов этого прекрасного дворца и памятника архитектуры.
И угадайте, что произошло? Правильно, снова этот противный голос: "Закройте немедленно бутылку!!..." ..лядь! Как вы мне все дороги! Что мне сделать? Насиловать свой организм жаждой до конца просмотра? А если впереди два часа? А если у человека больное сердце? А если это годовалый ребенок который не понимает слово нельзя или попозже??
При всем при этом, нигде не написано, что мол, руками не трогать, пить воду в музейных помещениях категорически запрещено, маленьких детей держать на руках.. и т.д. И только эти неприятные надзирательницы, тоном царицы Тамары подразумевающим исключительное подчинение, но при этом таким граммофонным скрипучим голосом открывают тебе доселе неведомые грани внутренних правил и директив.
(Минутка юмора: Доктор, я всё время слышу мерзкие голоса! Какие? Ну вот, опять..)
Почему только в России такое почти тюремное запретительство в музеях и других объектах культурного просветительства??
У меня такое ощущение, что будь у этих "юбочных жандармов" полномочия, то посетитель обязан был бы летать по экспозиции, не дыша, не разговаривая и по возможности вообще не посещать сие заведение...
В стране где лишь небольшой процент от общего населения продолжает как-то интересоваться культурой, такие архаичные ограничения...
При этом, за вход только лишь на территорию комплекса заплати, за посещения музейных павильонов заплати, за фото/видеосъемку заплати..
У меня вопрос: а можно мне за мои деньги хотя бы иногда моргать?
И при этом некоторые объекты культурного наследия находятся в довольно плачевном состоянии. (На фото видно) Почему в большинстве музейных комплексов по всему миру, нет такого ограничительства, а присутствует оно только на строго ограниченной территории России? Почему в других музеях всячески поощряют проявленный интерес, в виде свободного общения, исправления естественных надобностей, вроде воды или туалета, свободного тактильного общения с экспонатами, а у нас такого нет? Ну да, хожу я по ковролину. а ковролин, что создает какую-то защитную оболочку паркету 18 века? Нет! Он так же подвергается тем же нагрузкам, так же через ковролин туда проникает сырость, песок и прочие неприятности. К слову сказать, паркетом активно пользовались по прямому назначению больше двух веков, и ничего, отлично выглядит.
Ну давайте тогда все к чертям ковролином закроем, а на нём напишем: "вы ходите по паркету 18 века. Посмотреть к сожалению не получится." Мы без сожаления сносим дворцы, усадьбы и родовые гнезда 17-18-19 веков, что бы на их месте построить очередное недоразумение из говна и палок, но музейный паркет мы спрячем, это же огого какая реликвия.. Там и мухи-то не сношаются, а вы ногами..
Вот хотите кидайтесь в меня тухлыми помидорами, сапогами и валенками, но я не понимаю этого мещанства. Мне гораздо приятнее ходить по паркету и осознавать, что мои ноги, через столько веков прикасаются к прекрасному, что прикоснувшись к секретеру/гобелену или дверной ручке через тактильные ощущения до меня дойдет больше информации чем через все описания с музейных карточек.. Что рассказывая своим детям о своих жизненных впечатлениях, я буду говорить, что я ходил, я щупал, я осязал, а не просто смотрел и моргал.
Я предвижу, что найдутся умники, которые будут говорить: А что если все так будут делать? Да там вообще ничего не останется.. и прочая и прочая и прочая.. Так вот что я вам скажу, во многих музеях мира, народ ходит столетиями, трогает, щупает и ничего.. Но при этом никто не играет в кегельбан яйцами Фаберже и никто не облачается в форму Наполеона и при этом все экспонаты находятся в хорошем состоянии. Ощутить не значит уничтожить. Если на то пошло, лучше вещь придет в негодность даря просвещение, нежели просто гниет под взорами.
А вы как считаете?