Город – опасное место. Особенно для наших детей. Любая нестандартная ситуация может оказаться проблемой. Потерялся на незнакомой улице, оказался наедине с незнакомцем, маме стало плохо и нужно вызвать врача – что делать? В школах этому не учат. Но зато в Москве появился тренинг, где психологи учат юных горожан правильным алгоритмам поведения.
Недавно знакомая - мама второклассника - сбилась с ног: пыталась найти курсы, где бы ее сына научили вести себя в городе. Однажды мальчик уже потерялся в магазине и с тех пор неуверенно чувствует себя в толпе. На школу надежды нет: если где и даются какие-то знания на неясных форматах уроков «обэжэ» - «Основ безопасности жизни» - то отрывочно и неполно. Да и подача сама неверная. «В школах учат бояться. Подача знаний негативная: «нельзя» - самая обычная формулировка, - говорит Роберт Туйкин, глава тренинговой компании «Вершитель». – А что «можно»? Что вообще «надо» делать? Вот чему учим мы». Некоторые из тех, кто приходят сюда на курсы, не раз ездили на «робинзонады» - эти детские выездные лагерные программы делает «Вершитель» - и даже могут выжить на необитаемом острове! А вот как себя вести на городских улицах, часто не знают
Научить не запугивая
Роберт Туйкин говорит, что, конечно, и сам он, многодетный папа, волнуется за своих детей. Но его дети готовы к сложным ситуациям. А в соцсетях много запросов на помощь в избавлении от таких родительских страхов. «И я понял, что нужно учить этому детей. Детей пугают – но не дают инструкции к действию».
Роберт открыл авторский тренинг для детей «Один в городе». На занятиях, которые посетил корреспондент портала «ЕжикЕжик», собрались в этот раз мальчишки 9-11 лет. Вообще же здесь занимаются разные дети – от дошкольников до подростков, мальчишки и девчонки. Конечно, мы-то знаем, как дети не любят правила. Им хочется, чтобы праздник непослушания был каждый день!
Ребята слушают ведущих тренинга.Ведущий Кирилл записывает страхи ребят:
страх потеряться – в первую очередь, страх, что тебя украдут, а еще дети боятся толпы,
метро, быть одному дома, боятся пожара, злых собак…
На вопрос психологов-ведущих тренинга о том, кто любит, а кто не любит правила, ребята высказываются: «Мне правила нравятся в нашем лагере «Сам себе Робинзон. Там все разрешают!», «Правила нужны в спортивной игре!», «Правила ограничивают, и становится скучно жить». Но Марыся (преподаватель Марина Хомченко) – сегодня она ведет тренинг - объясняет: правило – это не ограничение, а условие выигрыша. В нашем случае – условие безопасного существования в городе. Кстати, детей одолевают самые разные страхи, ребята перечисляют: страх потеряться – в первую очередь, страх, что тебя украдут, а еще дети боятся толпы, метро, быть одному дома, боятся пожара, злых собак…
«Нет ничего более страшного, чем ребенок в ситуации, с которой он не может справиться. Ситуация, угрожающая здоровью, может возникнуть в любой момент в любом месте. Мы ведем курс для детей младшего школьного возраста, но своих детей учим многим вещам уже с 3-5 лет, - рассказывает Марыся. - В итоге им уже спокойнее – он может помочь себе или знать, что сделать, чтобы ему помогли. Например, моему племяннику Дане 5 лет. Он знает, как себе помочь с мелкими травмами (порезался, обжегся), как вызвать скорую помощь, может позвать на помощь, рассказать, кто он и что с ним случилось, назвать свой адрес, телефон родителей.
Когда Дане было 4,5 года, он потерялся в торговом центре. Он нашел женщину, которая смогла ему помочь. Он сообщил человеку, где мы расстались, откуда он убежал. Он не плакал – для него это было приключение. Но ему понравилось, что он справился. Вообще дети - исследователи. И это нормально, но просто нужно сделать так, чтобы им было безопасно, чтобы они были уверены в себе».
В первую очередь девчонки и мальчишки усваивают три главных правила, которые работают в любой ситуации: «Остановись»- «Осмотрись» - «Пошли зов». Кстати, уметь не стесняясь заорать при незнакомых людях не каждый сможет – советуем потренироваться вместе с детьми. На тренинге ребята учатся и этому – преодолеть смущение и громко позвать. А «зов» должен быть совершенно определенный.
Тренеры не рекомендуют кричать, к примеру, «пожар!» во время пожара, никто не придет на помощь. Кричать нужно «Помогите, человеку плохо!». «Еще надо немного истерического тона добавить!» - считает один из мальчиков, Дима. Но психологи с ним не соглашаются: «Люди могут подумать, что это игра. Кричать надо громко и уверенно. Истеричный тон плохо слышен».
«Боюсь потеряться!»
На вопрос, кто когда-нибудь терялся на улице, поднимают руки все. И потеряться можно где угодно.
Например, ты отстал от поезда на станции, выбежав за мороженым. Что делать?
«Обратиться к машинисту следующего поезда», «Надо стоять и ждать родителей» - неверные ответы мальчишек.
На самом деле, во-первых, нужно знать маршрут (куда едет поезд), знать его номер, номер вагона. При себе иметь телефон и часы (чтобы следить за временем остановки).
Из тех, кто подошел на зов, выбрать человека работающего на станции – скорее всего, это будет охранник или грузчик, - и просить проводить к начальнику станции. «Но можно же сесть наследующий поезд», - выдвигают версию ребята. «Это неправильно. Начальнику станции ты скажешь всю информацию. Так что нужно знать, с кем едешь (ведь это может быть не мама, а твой родной дядя, или педагог-руководитель группы), нужно помнить фамилию и имя этого человека и телефон. Вас состыкуют: или тебя доставят к поезду, или взрослого снимут с поезда и доставят к ребенку, - объясняет Марыся. - Если какой-то таксист предлагает быстро нагнать поезд, не соглашаться».
А если ты потерялся в гипермаркете?
«Можно подойти к кассе», - предполагают мальчики, но снова ошибаются: касса или даже информационная будка может быть очень далеко от места, где ты потерялся. А кричать нужно опять же ту волшебную фразу: «Помогите, человеку плохо». «Если крикнуть, что потерялся, могут набежать незнакомые люди и забрать тебя!» - волнуется Ваня, один из участников тренинга.
Кирилл и Саша: моделируем ситуацию "незнакомец зовет на помощь к маме"
Если вы отправляетесь семьей в магазин, сориентируйте своего ребенка: он должен знать, в какие примерно отделы вы планируете заходить, заранее договоритесь о месте встречи, если разминетесь. Контрольной точкой должно быть что-то большое и яркое. Не двигающееся (вроде машины-уборщика) и не то, чего в магазине много одинакового (рекламный плакат не подойдет). При себе ребенку обязательно нужно иметь часы и телефон. Но ребята все равно переживают: «А если ты потерялся в магазине, и тебя уже там похитили?».
Ведущие Марыся и Кирилл поясняют: «Когда ты посылаешь зов, ты себя обезопасишь – рядом сразу соберется несколько людей, и какой-то подозрительный человек не сможет тебя увести при них. Добровольно же не нужно ни с кем идти. Если даже охранник хочет отвести тебя к стойке информации – он хочет помочь, не обижайте его, но вежливо поясните, что у вас с мамой уговор встретиться там, где ты потерялся. Попроси охранника или покупателей магазина дойти до стойки информации и сообщить, что ты потерялся, и где ты стоишь». Кстати, выясняется, что не все ребята знают фамилию и отчество мамы – а это нужно помнить, чтобы информатор верно объявил данные.
Еще одна опасная ситуация, которая порой случается с детьми, - злоумышленник уводит ребенка, пока тот ждет маму, или отвлекает, а другой забирает вещи. Мы моделируем этот сюжет: ведущий тренинга Кирилл хватает мальчика Сашу за руку (тот, по роли, «ждет маму с вещами, а та отошла») и тащит куда-то: «Там твоей маме плохо, она упала в обморок!» . «Я не пойду, я вас не знаю», - пробует реагировать Саша, но оказывается, это может не спасти. «Да мы все время так дурачимся, это мой брат!» - объясняет Кирилл невидимым окружающим. «Взрослому поверят быстрее, чем ребенку, - поясняет ведущий. - Лучше кричать «помогите человеку плохо!», на тебя тут же обратят внимание с десяток людей».
А теперь ребенку нужно сказать им вот что: «Этот человек говорит, что где-то плохо моей маме! Я не могу уйти, мы договорились, что маму я жду здесь. Помогите, пожалуйста, сходите с ним!». Тогда человек или убежит – если он злоумышленник, или действительно проводит взрослых к маме. Вещи же нужно держать и не оставлять их без внимания. «А откуда он знает, что плохо именно моей маме?» - сомневается Станислав. Но Марыся не рекомендует вступать в диалог с незнакомцем: «Не надо задавать этому человеку вопросы и завязывать разговор. Когда потом тебе придется звать на помощь, окружающие будут считать, что вы знакомы, и уже не поверят, что это незнакомец и злоумышленник».
"Шпаргалки" тренинга раздадут участникам
Кстати, еще вариант – позвонить маме. А если твой телефон разрядился? Просить «можно позвонить с вашего телефона» - нельзя. «Вам не дадут телефон: а может, ты хочешь его украсть? Нужно попросить окружающих набрать мамин номер и поговорить с ней, или даже включить громкую связь, чтобы ты сам мог поговорить с мамой, - это безопасно для всех», - советуют психологи.
В метро нужно действовать иначе: если ты не успел сесть в вагон с мамой, нужно стоять на том же месте, отойдя подальше от края платформы, - мама вернется назад. За родителями ехать не нужно, к тому же есть платформы, где поезда идут на разные ветки, и можно вконец потеряться. Если уехал ты, а родители остались, - выйти на следующей же станции и ждать. Об этих правилах, конечно, нужно заранее договориться со взрослыми. «А если я проехал много остановок без мамы, не заметив, что она вышла?» - выдвигает условие Дима. Тогда нужно выйти из поезда и стоять у того же вагона, но уже не молча ждать, а – действуем по алгоритму: послать зов, дальше помогут.
Страшно, когда много людей
Толпа опасна всегда, а для малыша вдвойне. «Ты можешь упасть и тебя могут затоптать», «Я даже боюсь находиться в толпе», - говорят ребята. Для собственной безопасности нужно знать правила поведения в толпе – а тем более, если образовалась давка. К примеру, все вещи нужно нести перед собой – сумку, рюкзак – а не на спине. Маленьких детей родители, или братья и сестры тоже должны вести перед собой, закрывая руками. Идти же нужно по диагонали к краю толпы, постепенно выбираясь, - ни в коем случае не поперек. Ребята тренируются, как идти сквозь толпу, если вас двое, трое , много! Важно правильно держать друг друга.
Практическое занятие: правильный способ эвакуации группой: идти парами,
держась за плечи, впереди идущих держать за ремни.
Вообще практические занятия – важная часть тренинга. Мальчишки попробовали переносить лежачего человека, которому стало плохо (подкладываем прочную ткань, сворачиваем ее край в жгут для крепкого хвата и одновременно поднимаем). Узнали, как, к примеру, оттащить пострадавшего в одиночку в безопасное место (подползаем коленями под спину человека, постепенно поднимая его на себя, делать хват под мышки и тащить поэтапно), как вдвоем поднять человека с травмой или даже потерявшего сознание (делаем хват руками, получается «сиденье стульчика», одной рукой можно изобразить «спинку кресла», вставать с корточек синхронно в позе штангиста – с ровной спиной, ступни полностью стоят на земле). На тренинге слушатели проходят и серьезный курс оказания первой помощи.
Самые важные телефоны
В первую очередь это, конечно, телефоны экстренных служб. Сегодняшние слушатели курса знают все нужные номера, а вот дети помладше, как выясняется, путают, когда нужно набирать 01, когда 03. А еще нужно и уметь ими воспользоваться!
Тренеры отрабатывают ситуацию с каждым: как он обратится к оператору «скорой помощи», что скажет (назвать пол и возраст пострадавшего, пояснить, что случилось). Надо четко назвать адрес происшествия (с этим справляются не все), а еще, к примеру, знать, что спросить у пациента, пока он еще в сознании. Этот вопрос – наличие аллергии на лекарства. Оказывается, не все ребята знают, скажем, есть ли она у их родителей – и на что.
Стоит знать и телефоны соседей, учителя и родителей своих друзей – это поможет на случай потери телефона или ключей, такая ситуация опасна тем, что в квартиру могут попасть злоумышленники, и лучше не ждать прихода мамы с работы, а просить помощь на месте.
«В нашей школе таких знаний не дают. Думаю, что информацию должны преподносить профессионалы. Нам посоветовала этот курс подруга – ее ребенок ходил на тренинг, - говорит Екатерина, мама братьев – 12-летнего Леши и 9-летнего Саши. - В прошлом году старший сын, катаясь на скейтборде на набережной, потерялся. Начал плакать, к нему подошли люди. Он наизусть помнит телефон папы, ему дали телефон, он позвонил ему». «Теперь я знаю, что действовать нужно совсем иначе», - говорит Леша.
Автор
Марина Лепина
С сайта ezhikezhik.ru